Селезнева М.Л.
УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск
На современном этапе развития биологического образования учащихся проявляется противоречие между содержанием преподаваемого предмета и его обеспечением наглядностью. Изучение в учебных учреждениях различных предметов, в том числе и биологии, только на вербальном уровне не создает должного представления об изучаемых объектах и явлениях. Ведь, как известно, что для успешного обучения важно, чтобы в образовательном процессе участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения аудиовизуальных средств обучения находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой, особой эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью аудиовизуальных средств, находится под воздействием мощного информативного потока, который создает необходимую эмоциональную основу, для дальнейшего преобразования ее в чувственный образ, который легче перейдет к логическому мышлению.
Электронные средства обучения выгодным образом отличаются от учебников на бумажных носителях наглядностью, интерактивностью и другими ценными качествами. Они позволяют на качественно новом графическом уровне вести преподавание различных дисциплин, в том числе и биологических.
Электронные средства обучения позволяют проводить занятия дистанционно, при этом, не теряя качественных характеристик образовательного процесса, так как постоянно осуществляется обратная связь с преподавателем, который может провести как электронную консультацию по возникающим вопросам в течение подготовки определенного блока информации, так и осуществлять постоянный, своевременный контроль знаний учащегося.
Наиболее распространенными дистанционными электронными средствами обучения на кафедре биологии ФПДП являются:
– программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
– электронные тренажеры;
– информационно-поисковые справочные системы;
– электронные учебники.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков, имеют наибольшее распространение, ввиду относительной легкости их создания. Существует ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель способен создать базу вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют, хотя бы частично, избавить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Программные средства контроля знаний и умений широко используются кафедрой биологии ФПДП при проведении итогового тест-контроля по основным разделам курса.
Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. Большое распространение получили также всевозможные базы данных, системы управления которых обеспечивают возможность поиска и сортировки информации. Учебные базы данных рекомендуются для самостоятельной работы слушателей подготовительного отделения с целью поиска и анализа необходимой информации. На кафедре биологии ФПДП в системе Moodle имеется в наличии справочная программа в виде глоссариев по основным разделам биологии, которые могут быть использованы слушателями при изучении и повторении основных терминов и понятий.
Электронные учебники – основные электронные средства обучения. Данные учебники создаются на высоком научном и методическом уровне и должны полностью соответствовать составляющей дисциплины образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Помимо этого, они должны обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи. Преподаватели кафедры биологии ФПДП ведут работу над созданием электронного учебника, который позволит, при необходимости, максимально быстро обновлять и корректировать информацию, при этом не производя больших финансовых затрат, так как исчезнет необходимость в переиздании учебных пособий на бумажных носителях.
Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Примером использования электронных тренажеров на кафедре биологии ФПДП, может служить отработка умений и навыков по решению задач по молекулярной биологии, генетике и экологии. При использовании данного способа обучения слушателям предоставляется возможность в получение краткой информации по теории, тренировка на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль умений и навыков.
Таким образом, использование современных электронных средств обучения в настоящее время не роскошь, а необходимость, которая позволяет не только донести материал, но и продемонстрировать его наглядно, что непременно скажется на восприятии и усвоении новых знаний, а также повысит интерес к наиболее сложным для понимания биологическим процессам и явлениям.
Использованные источники:
1. Шпаченко, И.А. Педагогика. Дистанционное обучение: уч. пос. – Томск – 2008. – С.76-80.
2. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Уч. пос. для студ. высших уч. зав. / Под ред. А. Н. Ковшова.– М.:– Академия.– 2005.– С.112-115.
3. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В. Теория и практика дистанционного обучения: Уч. пос. для студентов высших пед. уч. зав.// Под ред. Е. С. Полат. М.: – Академия.– 2004.– С.88-90.