Деева И.И.
УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск
Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем: предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться; формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
Наиболее эффективными методами обучения биологии на подготовительном отделении являются проблемно-поисковые методы, которые применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда:
- содержание учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации, выработку экспериментальных умений и навыков трудовой деятельности;
- содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого слушатели могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний;
- содержание доступно для самостоятельного поиска и проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных возможностей слушателей;
- содержание выявляет причинно-следственные и другие связи между явлениями, ведет к обобщениям и т. п.
Слушатели оказываются в ситуации "первооткрывателей", добывающих новые для них научные знания, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения. Это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, поведения в социальных ситуациях, способности брать на себя ответственность; развивает навыки совместной деятельности, саморазвития, личностному целеполаганию, самоактуализации.
Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед слушателями ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов новой темы, то во время проблемно-поисковой беседы слушатели разрешают целую серию спорных ситуаций. Поэтому отличия этих бесед условны и касаются лишь меры применения проблемных ситуаций.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении такого рода действия в занятие развиваются исследовательские способности и формируется компетентность слушателей.
Данный метод обучения часто используется при постановке преподавателем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается слушателями в процессе разрешения специально создаваемых ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов: создание проблемной ситуации → организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению → выбор рационального способа решения проблемы → обобщение полученных результатов → формирование выводов.
Для формирования исследовательской позиции слушателей преподаватели подготовительного отделения используют различные приемы:
- индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением, при этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность;
- прием проблемного изложения как еще один шаг на пути к исследовательской деятельности;
- частично-поисковый прием, при котором слушатели получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера;
- исследовательская деятельность слушателей, которая может выполняться в виде отдельных элементов исследования по заданной теме на специальных занятиях.
Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Проблемно-поисковые упражнения применяются в том случае, когда слушатели могут самостоятельно по заданию преподавателя выполнить определенные виды действий, которые подводят их к усвоению новых знаний. Например, в процессе решения практических задач слушатели не применяют, а именно усваивают новые элементы знаний, которые затем осмысливаются и используются на практике при выполнении тренировочных заданий (решение задач по молекулярной биологии, задачи на закономерности поведения хромосом в процессе митоза и мейоза, на закономерности гаметогенеза у животных и растений, генетические задачи, задачи на движение веществ и поток энергии в экосистемах). Такие упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время ее закрепления, т. е. при выполнении тестов, углубляющих знания (составить последовательность возникновения в ходе эволюции структур и систем живых организмов; указать способ видообразования; расположить живые организмы в порядке их эволюционного развития и т.д.).
Исследовательская деятельность дает слушателям возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто "усваивать" предлагаемый программой, учебником материал, а "добывать знания" самостоятельно. В данном обучении слушатель ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени преподавателем.
Назначение проблемно-исследовательского метода обучения – преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность слушателей и познакомить их с методами исследования. Проблемная ситуация служит толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиск выхода их созданной преподавателем ситуации затруднения, на поиск решения поставленной проблемы, в роли которой может выступать проблемное задание, проблемная задача, проблемный вопрос.
Сочетая на факультете профориентации и довузовской подготовки рациональное с эмоциональным, проблемно-поисковый метод способствует развитию интереса слушателей к учению, превращению любознательности в постоянно действующий мотив.
Использованные источники:
1. Андреева, Н.Д. Методические и теоретические основы формирования биологического образования на старшей ступени общеобразовательной школы. Естественное образование, теория, методика.– 2005.– С.58-63.
2. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение.– 1983.–С.47-49.
3. Бейлинсон, В.Г. Арсенал образования. – М.–1986. – С.73-75.