Развитие критического мышления на практических занятиях по биологии у слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки

Мартыненко Л.П.

УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск

Концепция модернизации образования ставит задачу на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Для преподавателя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения обучающимися практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному её поиску, критическому осмыслению и использованию на практике.

Главной задачей преподавателя подготовительного отделения факультета профориентации и довузовской подготовки является поиск средств и методов развития образовательных компетенций слушателей, обеспечивающих качественное усвоение программного материала по биологии и успешную сдачу вступительного экзамена в форме централизованного тестирования.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по биологии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения абитуриентов, закреплению приобретённых знаний, формированию умений переноса их в новые нестандартные ситуации, позволяет педагогу создать на занятии атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Технология развития критического мышления – это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать слушателя, пробудить в нём исследовательскую активность, затем создать ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему обобщить и систематизировать уже приобретённые знания. Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с большим объёмом информации, позволяющую развивать у обучающихся аналитическое и конструктивное мышление.

Цели данной технологии на подготовительном отделении:

– развитие у слушателей умения ориентироваться в источниках информации, анализировать и ранжировать новый материал, делать выводы и обобщения;
– стимулирование самостоятельной творческой деятельности слушателей, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;
– формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексия.

В основу технологии критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий): вызов, осмысление и рефлексия. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор приёмов, направленных на активизацию исследовательской деятельности учащихся.

На стадии вызова происходит выявление первоначального представления слушателей о теме обсуждения, актуализация собственного опыта, каждый слушатель может высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Обмен мнениями в группе способствует выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными, появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала и формированию личной заинтересованности каждого слушателя в получении новых знаний.

На стадии вызова используются разнообразные формы и приёмы работы, такие как:

– мозговая атака с целью активизации имеющихся знаний,
– ключевые слова (проверка биологических терминов и понятий),
– групповая дискуссия (разбор, обсуждение каких либо проблемных вопросов),
– кластеры (графическое отображение размышлений по данной теме, которое позволяют охватить избыточный объём информации, сделать наглядным мыслительный процесс при погружении в тему),
– перепутанные логические цепочки (восстановление правильного порядка хронологических или причинно-следственных цепей в биологических процессах и явлениях).

На этом этапе от преподавателя требуется именно умелая и эффективная организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом, которая бы способствовала обмену мыслями в группе, систематизации информации и мотивации слушателей к активной учебной деятельности.

Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой происходит соприкосновение слушателей с новыми знаниями, биологическими понятиями, идеями и законами.

На данной стадии слушатели:

– осуществляют контакт с новой информацией;
– пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
– акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
– обращают внимание на неясности, пытаясь задать новые вопросы;
– стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией;
– анализируют и обсуждают услышанное и прочитанное;
– самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

Большое значение на данном этапе отводится сочетанию индивидуальной и групповой работы, приёмам прогнозирования с помощью уточняющих, оценочных и практических вопросов. Проблемные вопросы и ситуации обеспечивают усвоение знаний как продукта самостоятельного творческого поиска, вызывает у обучающихся ярко выраженный познавательный интерес и положительные эмоции.

В процессе реализации смысловой стадии главная задача преподавателя в том, чтобы поддерживать активность слушателей, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

Стадия рефлексии направлена на то, чтобы новый материал стал для слушателей своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо самостоятельно систематизировать новый материал. С этой целью используются различные приёмы, позволяющие закрепить полученные знания: заполнение таблиц, составление схем, анализ рисунков, работа с тестовыми заданиями разной степени сложности. Графическая организация материала отображает взаимоотношения между идеями, показывает слушателям ход мыслей. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Таким образом, используя названные приёмы технологии критического мышления, преподаватели подготовительного отделения факультета профориентации и довузовской подготовки решают очень важные задачи. Во-первых, делают процесс обучения интересным и конструктивным. Во-вторых, формируют такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитывают качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы и обеспечивают возможность личностного роста выпускника, развития его индивидуальности.

Использованные источники:

1. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: – Альянс «Дельта».– 2003. – С.36-40.

2. Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В., Развитие критического мышления на уроке,– М.: –Просвещение, – 2011.– С.115-117.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники