Информационные технологии как эффективный инструмент для подготовки к поступлению в ВУЗ

Пахомова Е.В.

УО «Витебский государственный медицинский университет»,

г. Витебск

Процессы модернизации и информатизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования, в том числе и на подготовительном отделении. В структурную организацию педагогического процесса активно внедряются новые образовательные технологии, позволяющие:

– построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому слушателю собственную траекторию обучения;

– коренным образом изменить организацию процесса обучения абитуриентов, формируя у них системное мышление;

– рационально организовать познавательную деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса;

– использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Компьютер – это необходимый универсальный инструмент учреждений образования XXI века, который позволяет повысить качество учебного материала и усилить эффективность образования. Использование инновационных компьютерных технологий открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, которое становится управляемым, контролируемым и адаптированным к индивидуальным особенностям обучаемого.

Сегодня у слушателей есть возможность получить знания индивидуально при помощи компьютера и Интернета, и для них теперь преподаватель не является единственным источником получения знаний. В тоже время выбор форм, методов, средств обучения и воспитания определяется преподавателем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Современное общество ставит перед преподавателем задачу развития личностно значимых качеств обучаемых, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для выполнения этой задачи предоставляют информационные компьютерные технологии, которые в отличие от обычных технических средств обучения позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На современном этапе в преподавании биологии на подготовительном отделении особое внимание уделяется овладению слушателями традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно обучающимся с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации абитуриентов.

Применение компьютера на занятиях по биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы слушателей подготовительного отделения, сделав занятия более наглядными и интересными.

В преподавании биологии на подготовительном отделении можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера с целью эффективной подготовки к централизованному тестированию:

– наглядное представление объектов и явлений микромира, различных биохимических процессов;

– моделирование биологического эксперимента;

– система входного, промежуточного, итогового тестового контроля знаний и умений.

Для реализации этих направлений используются следующие формы информационных компьютерных технологий:

– готовые электронные продукты, которые дают возможность интенсифицировать деятельность преподавателя и слушателя, повышают качество обучения предмету; отражают существенные стороны биологических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности;

– мультимедийные презентации, позволяющие представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке;

– ресурсы сети Интернет, как составные части современного образования, несущие значительный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции). Получая из сети учебно-значимую информацию, слушатели ФПДП приобретают навыки: целенаправленно находить и систематизировать нужный теоретический материал по заданным признакам; видеть его в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Данные формы позволяют задействовать различные каналы восприятия, заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память слушателей.

Одной из перспективных форм, внедрение которой позволит усовершенствовать работу со слушателями на подготовительном отделении, может стать применение интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board, которые меняют подход к обучению, создают новые возможности и для преподавателя, и для обучающегося:

– развитие воображения и творческих способностей;

– использование методов коллективной и групповой работы с элементами проблемного обучения;

– возможность работать эстетично, с интересом и увлечением изучать биологию.

Все формы ИКТ имеют большие преимущества перед традиционными. Так, например:

– качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;

– с помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;

– в случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

– в зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы; темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу занятия;

– повышение уровня использования наглядности и производительности на занятии;

– преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний абитуриентов;

– изменяется отношение учащихся к компьютеру, они начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

Использование электронных средств обучения на занятиях по биологии способствует реализации принципа наглядности в обучении и значительно увеличивает доступность объяснений, за счёт обеспечения достаточным количеством разнообразия информационно-наглядного материала. При этом объекты набора сочетают простоту использования всех элементов электронных средств обучения на занятиях с высоким уровнем интерактивности. Но, несмотря на это, компьютер со всеми его возможностями, не является единственно правильным методом образовательного процесса. Только в разумно дозированных пределах, в совокупности с иными формами и методами образования, можно достичь высоких результатов в биологическом образовании.

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в обучении биологии на подготовительном отделении позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому слушателю, сэкономить время и силы на обучение за счет выбора оптимального курса, повысить уровень интереса к предмету, а также ИКТ дает возможность создать ситуацию успеха для слушателей, став эффективным инструментом для подготовки их к поступлению в ВУЗ и к сдаче централизованного тестирования.

Использованные источники:

1. Минич, О.А., / Информационные технологии в образовании: – Мн.:– 2008.– С.23–24.

2. Селевко, Г.К., / Современные образовательные технологии:– М.:– 1998.– С.114–118.

3. Борис, С.И., Ханнаннов, Н.К., / Возможности использования электронных изданий на уроках биологии / Газета "Биология", № 6, Изд. дом "Первое сентября"–2005.– С.19–21.

4. Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В., / Технические средства обучения и методика их использования:– М.– 2005.– С.46–49.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники