Пендо Л. В., Жизневская Н. Г., Беляева Л. Е.
Витебский государственный университет, г. Витебск, Беларусь
В настоящее время идет активное внедрение новых информационных технологий, в том числе электронных систем обучения, в учебный процесс. В течение последних пяти лет наиболее популярной во всём мире электронной средой в сфере образования считается среда Moodle, название которой можно дословно перевести как «Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда». Она стала очень популярной среди преподавателей как средство для создания динамических веб-сайтов для учащихся. В Витебском государственном медицинском университете также внедряются новые электронные технологии, в том числе система Moodle. Кафедра патологической физиологии принимает активное участие в этом процессе. В системе Moodle студенты всех факультетов, обучающиеся на кафедре, могут найти тестовые вопросы, методические разработки к каждому лабораторному занятию, дополнительные учебные материалы, новости кафедры, информацию о контролируемой самостоятельной работе, перечень и алгоритм выполнения практических навыков, а также календарно-тематический план занятий и перечень вопросов к экзамену.
Студенты являются активными участниками процесса получения высшего образования и имеют право участвовать в оценке новых методик и средств образовательной деятельности, таких как электронная система Moodle. Для оптимизации учебного процесса требуется постоянная корректировка материалов, которыми могут располагать студенты при обращении к системе дистанционного обучения. С этой целью нами в 2013-2014 учебном году было проведено социологическое исследование среди студентов 2 курса стоматологического, 3 курса лечебного факультета, а также 3 курса фармацевтического факультета, обучающихся на кафедре. Был использован социологический метод исследования – анонимное анкетирование, т.к. именно оно отражает субъективное мнение студента как потребителя образовательной услуги. Этот метод прост в использовании и позволяет за достаточно короткий срок собрать необходимую информацию для проведения оценки полученных результатов.
Для исследования была составлена анкета, включающая следующие вопросы:
1. Как часто Вы пользуетесь системой Moodle?
2. Какие разделы СДО Moodle Вы посещаете наиболее часто?
3. Какую информацию Вы бы хотели видеть в СДО Moodle?
4. Помогает ли Вам система Moodle в процессе обучения?
5. Может ли система Moodle заменить традиционное обучение с преподавателем?
Полученные данные обрабатывали статистически.
В анкетировании приняли участие 116 студентов обоих полов. При анализе результатов анкетирования статистически значимых различий в ответах девушек и юношей выявлено не было.
Около половины студентов, обучающихся на кафедре патологической физиологии, пользуются системой дистанционного обучения Moodle еженедельно (48,4%); ежедневно - 14 человек, или 12,1%; иногда заходят в систему 43 студента (38,1%); не пользуются вообще 5,5% опрошенных. Наиболее часто целью посещения системы является электронное тестирование (у 46,5% студентов). Для изучения методических разработок лабораторных занятий и учебных материалов ресурс посещает более половины студентов (53,5%).
Вопрос №3 предполагал несколько вариантов ответов. По результатам анкетирования было выявлено, что студентам проявляют интерес к тестовым задания (73,4%), учебным материалам (59,2%), вопросам к занятию (67,3%), а также видеоурокам (62,3%). Наименьший интерес вызывают ситуационные задачи (22,1%). Ни один из респондентов не не желал бы видеть в системе Moodle сведения об истории кафедры. Практически все студенты, принявшие участие в анкетировании, согласились с тем, что электронный обучающий ресурс Moodle в той или иной степени помогает им в обучении (94,5%). Однако, только один студент из опрошенных 116 высказал мнение о том, что электронная система Moodle может заменить традиционное аудиторное обучение с преподавателем.
Итак, электронная образовательная среда Moodle активно используется студентами всех факультетов, обучающихся на кафедре патологической физиологии. Большое количество учебных и методических материалов, ситуационных задач, тестовых заданий, размещенных на ресурсе, позволяет студенту, не выходя из дома, иметь доступ ко всей необходимой для подготовки к занятию информации. В первую очередь, при дистанционном обучении важна доступность и наглядность информации, чего можно достичь посредством внедрения в электронную обучающую среду Moodle видеоуроков и задач. На основании анализа данных, полученных в результате добровольного анонимного анкетирования студентов на кафедре патологической физиологии проводится работа по созданию видеофильмов и заданий с размещением их в системе дистанционного обучения Moodle.
Использованные источники:
1. Берулава Г.А., Берулава М.М. Технологическое преломление теории сетевого образования: развитие компетенций личности с опорой на образовательное пространство Интернета / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. – 2011. – №3. – С. 10-17.
2. Дьяченко А.В., Мяэотс В.В., Попов А.Э. Принципы построение систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий / А.В. Дьяченко // Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в науке и образовании». – 2015. – №12. – С. 78 – 84.
3. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle : учеб. пособие / А.М. Анисимов. – Харьков: Изд-во ХНАГХ, 2009. – 292 с.
4. Корень А.В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle / А.В. Корень // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. – №1 (14).
5. Корень А.В. Перспективы использования учебных сайтов преподавателей в контексте развития национальной системы образования / А.В. Корень // Психология. Социология. Педагогика. – 2012. – №9. – С. 4 – 6.