Устинина Г.Ф
Казанский государственный университет культуры и искусств
г.Казань, Россия.
Отличительные для начала ХХI века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность будущих специалистов. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В настоящее время существует необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.
Владение иностранным языком является неотъемлемой частью подготовки специалиста любой профессиональной сферы, т.к. способствует развитию основных компетенций, на которых базируется профессиональная компетентность выпускника вуза.
В условиях развития информационных технологий богатством общества становятся человеческие ресурсы, которые выступают в качестве основного фактора экономического и социального развития.
В настоящее время проблема обучения иностранному языку является как никогда актуальной и довольно сложной. В условиях неязыковых вузов данная проблема особо обострена, так как иностранный язык не является основным предметом и времени на его изучение, соответственно, крайне недостаточно. Это осложняет подбор и компоновку материалов, объединяющих изучение языка и культуры. Преподавание иностранного языка в неязыковых вузах не полностью реализует как образовательные запросы студентов, так и гуманитарный потенциал этой учебной дисциплины. К сожалению, в ходе аудиторных занятий до сих пор преобладают трансляционные формы работы. Общение на иностранном языке для студента не должно ограничиваться только непосредственным контактом с преподавателем и одногруппниками.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, налаживать связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные языки в живых, естественных ситуациях. Реализация иноязычной компетенции как составляющей профессиональной подготовки выпускника неязыкового вуза невозможна в рамках только учебного процесса. Языковая подготовка по иностранному языку является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и формирования профессионального портрета выпускника современного вуза инновационного типа, который должен создаваться таким образом, чтобы вырабатывать и развивать у студента умение учиться, отражал бы готовность к формированию творческой личности специалиста способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [3]. Приобретению выше указанных качеств будет способствовать грамотная организация внеаудиторной работы, которая становится особенно актуальной и значимой в настоящее время, в условиях реформирования высшего профессионального образования.
Внеаудиторная деятельность является благодатной почвой для включения студентов в практическую деятельность. Это могут быть научные дискуссии на иностранном языке с привлечением иностранных специалистов и без него, реферирование и обсуждение иностранной научной литературы, чтение отдельных курсов на иностранных языках, участие студентов в международных конференциях. Можно использовать такие формы общения как клубы, кружки, круглые столы, открытые лекции на иностранных языках, телемосты с зарубежными ВУЗами, заседания научных обществ по интересам, где могут собираться студенты разных специальностей. «Дни иностранных языков» дают студентам университета возможность приобрести ценные знания, умения и навыки как в области изучаемого языка, так и в межпредметных областях. Будущие специалисты практикуют различные методы разыскания истины, критическое мышление, принятие ответственных решений. Они приобретают чувство востребованности, личной полезности и умения работать в группах разного состава. Они на практическом примере учатся решать сложные задачи и не бояться новых проблем. Для студентов участие в проводимых внеаудиторных мероприятиях – это активный выход в коммуникацию, в многообразие форм общения в той или иной ситуации, [2].
Активная внеаудиторная, самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Среди ряда мотивационных факторов, способствующих эффективности инновационной модели самостоятельной работы студентов, можно выделить следующие: осознание студентом полезности выполняемой работы; применение инновационных методов организации учебного процесса; применение системы контроля и поощрения; участие студентов в творческой деятельности, научной жизни кафедр; использование достижений интенсивной педагогики (игровой тренинг, использование инновационных и деятельностных игр).
Условия, необходимые для реализации инновационной модели самостоятельной работы студентов, включают инновационное состояние образовательной среды и развитую инфраструктуру вуза. В основе модели-отказ от несистемной самостоятельной работы, которая может быть реализована посредством обучения на основе социального взаимодействия, практико-ориентированного модульного обучения т обучения посредством кейсов (пакета ситуаций для принятия решений). Содержание самостоятельной работы и её организация направлены на творческую деятельность субъектов и ориентированы на формирование профессиональной компетентности [1].
Являясь качественной дополнительной и вспомогательной функцией для аудиторных занятий, внеаудиторная деятельность решает много задач. Она позволяет полнее реализовать свой потенциал преподавателю, предоставляя ему возможность работать с более мотивированными студентами, распределяя их по уровню языковой и культурологической подготовки, использовать различные методы и формы работы, которые не всегда применимы в аудитории.
В заключение следует отметить, внеаудиторная работа, организованная в высшей школе, обеспечивает мотивационно-ценностное отношение студента к самостоятельной работе, способствует повышению эффективности обучения иностранного языка и дает возможность личностного включения студента в освоение профессиональной деятельности как процессу формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.
Использованные источники:
1. Барышникова, 3.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов. – М., 2012 – C.56
2. Гиниатуллин И.А. Самостоятельная работа по практическому курсу иностранного языка.// Иностранные языки в школе. – 2013. – №3. – С.43.
3. Павлова К.Г. Пути реализации проблемного подхода в обучении ИЯ неязыковом вузе / Отв. ред. К.Г. Павлова. М.: МГПУ, 1994. – C.112 .