Козловский В.И., Бабенкова Л.В.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
Цель современного профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. Обеспечить такое образование помогает компетентностный подход к обучению.
Методы оценки знаний и навыков студентов 4 курса лечебного курса по внутренним болезням проводятся по компетенциям, согласно преобразованиям, произошедшим за последние годы в Республике Беларусь в медицинском и фармацевтическом образовании.
Когнитивные компетенции
У студента на кафедре формируются знания по:
- этиологии и патогенезу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний;
- классификации, клинической картине, течению, осложнениям и прогнозу распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний;
- современным методам клинико-лабораторных и инструментальных исследований;
- современным принципам лечения распространенных кардиологических, гастроэнтерологических, гематологических, пульмонологических и нефрологических заболеваний.
Данная компетенция фиксируется в учебном журнале ежедневно в виде одного интегрированного балла, причем этот балл складывается из нескольких:
- оценка исходного уровня знаний по тестовым заданиям в письменном виде, с последующей оценкой ответов, которые коррегируются;
- обсуждение темы занятия (устный опрос);
- освоение практических навыков – курация тематических пациентов (сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни, физикальные данные, обоснование клинического диагноза, основные принципы лечения);
- участия в обходах;
- разбора тематических пациентов.
Операциональные компетенции
У студентов 4 курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии в процессе изучения базовых вопросов внутренних болезней формируются следующие практические навыки:
- правильно собрать жалобы и анамнез у пациента;
- применить объективные методы обследования при заболеваниях определенной системы органов;
- выбрать оптимальные клинико-лабораторные и инструментальные методы исследования и интерпретировать полученные данные при заболеваниях определенной системы органов;
- составить план лечения и реабилитации пациента при заболеваниях определенной системы органов;
Данная компетенция отрабатывается ежедневно при физикальном осмотре пациента, а оценивается и фиксируется в учебном журнале во время зачета в виде одного балла за один практический навык.
Аксиологические компетенции
У студентов 4 курса лечебного факультета на кафедре факультетской терапии формируются коммуникативные навыки:
- правильно познакомиться с пациентом;
- собрать анамнез у пациента;
- установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
- умение работать в команде.
У студентов также формируются правовые компетенции путем изучения:
- основных приказов Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
- основных положений организации службы гастроэнтерологии, пульмонологии, гематологии, кардиологии и др., а также здравоохранения в целом.
Благодаря компетентному подходу к обучению на кафедре развивается студенческое самосовершенствование и самообразование.
Индивидуальные образовательные достижения студента оцениваются на каждом занятии следующими видами деятельности: курация пациента, решение ситуационных задач, составление алгоритмов диагностики и схем лечения, презентация, написание реферата, отчет о дежурстве в клинике.
Выводы
Оценка знаний студентов 4 курса лечебного факультета по внутренним болезням с помощью компетенций позволяет определить всестороннее развитие и образованность студента.
Оценка знаний студентов с помощью компетенций позволяет дифференцированно подходить к обучению каждого студента.