Укрупнения дидактических единиц как способ систематизации знаний

Лузгина Н.Н.

УО «Витебский государственный ордена дружбы народов университет»
Витебск, Беларусь

На современном этапе развития общества объективно возрастает роль непрерывного образования, основная идея которого заключается в постоянном творческом саморазвитии личности на протяжении всей жизни.

Факультет профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) Витебского государственного медицинского университета являясь своего рода мостиком между школой и вузом, призван повысить уровень знаний слушателей, необходимый для поступления, а затем и для дальнейшего обучения в вузе.

Одной из проблем, с которой сталкиваются преподаватели кафедры химии ФПДП в организации учебного процесса, является несоответствие большого объема учебного материала количеству учебного времени, отводимого на его изучение. Решение данной проблемы мы видим в применении технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ), разработанной академиком П.М.Эрдниевым. Смысл концепции УДЕ состоит в том, что знания, новая информация предъявляется в виде так называемых укрупненных дидактических единиц – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. В технологии УДЕ систематизация знаний как средство их самоорганизации осуществляется через использование блочно-модульного подхода к изучению учебного материала. [3]

В основу отбора учебного материала, его структурирования и последующего построения учебного процесса нами были положены принципы технологии УДЕ:

  • доступности (проявляется в постепенном усложнении материала и учёте образовательных возможностей слушателей);
  • наглядности (широкое использование средств мультимедиа, в том числе ресурсов виртуального химического эксперимента);
  • индивидуализации обучения и обеспечения интерактивности (обучение в малой группе и диалоговый характер обучения).

Эта технология содержит систему методических приемов, которые включают:

  • совместное и одновременное изучение противоположных и сходных понятий, явлений, процессов в сравнении и сопоставлении;
  • применение взаимообратных задач и упражнений (решение задачи и формулиро¬вание обратной задачи, составление системы задач на единой информационной основе);
  • блочная подача учебного материала средствами свёртывания химической информации и обзорного предъявления. [3]

Рассмотрим основные приемы технологии УДЕ, применяемые преподавателями на занятии по химии со слушателями.

Важный приём этой технологии - объединение родcтвенных учебных тем на основе противопоставления и сравнения веществ в рамках одного занятия. Изучать не все понемногу, многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом. [2]

В курсе неорганической химии металлы и неметаллы по программе их изучения рассматриваются изолированно. На практических занятиях эти важнейшие группы простых веществ изучаем обзорно в сравнении и сопоставлении.

При изучении окислительно-восстановительных реакций рассматриваем в противопоставлении важнейшие группы окислителей и восстановителей, вещества, обладающие окислительно-восстановительной двойственностью.

Кислотные и основные свойства оксидов и гидроксидов изучаем также в сравнении и противопоставлении, амфотерные свойства веществ рассматриваем обоснованно в процессе сравнения кислотно-основных свойств. При изучении каждой темы по органической химии мы целенаправленно применяем этот прием для сравнения строения и свойств важных представителей классов веществ. Например, изучая раздел «Углеводороды», темы занятий «Насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды» объединяются на основе идей параллельного структурирования и укрупнения дидактических единиц обучения. Это возможно потому, что, изучая классы углеводородов прорабатываются одни и те же родственные понятия, обладающие информационной общностью. Это такие понятия, как «гомологический ряд», «изомерия», «номенклатура».

Такое изучение противоположных и сходных понятий, взаимосвязанных тем способствует развитию у учащихся операции обобщения и абстрагирования. При такой подаче материала сокращается время на изучение теоретического материала, и его можно использовать для отработки практических навыков, в частности для формирования умений решать химические задачи.

Для понимания слушателями количественных отношений в химии мы используем прием укрупнения дидактических единиц, суть которого состоит в последовательном преобразовании базовой задачи путем составления обратной и последующем усложнении условий.

Рассмотрение в комплексе исходных и обратных задач – один из путей повторения и систематизации тематически связанных вопросов, изученных в разное время. Сравнение способов решения прямых и обратных задач отражает целесообразную последовательность действий, содействуя более полному осознанию зависимостей между ними.[1]

Рассматривая задачу с разных сторон, проводя анализ, делая определенные логические выводы, производя взаимообратные действия мы приучаем своих слушателей решать задачи, находить внутренние взаимосвязи между компонентами задачи, учим контролировать полученные результаты вычислений.

В технологии УДЕ систематизация учебного материала осуществляется через такое его структурирование, когда учебная информация свертывается в компактные и обзорные формы. Результатом свертывания учебной информации являются блоки содержания, которые представляют логико-графическое структурирование учебного материала в виде знаково-символьных структур: фреймов, опорных схем, таблично-матричных опор, кластеров. Эти структуры представляют сокращенную, логически выстроенную символическую запись крупного блока изучаемого материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, присутствуют взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки и другие зрительные опоры. Мы не предлагаем слушателям структурированный учебный материал в готовом виде, а даем им лишь логическую основу учебного материала, которая обозначает основные связи в учебном материале, определяет направление его изучения. Построение блоков содержания на учебном занятии слушатели осуществляют в совместной деятельности.

Использование различных форм свертывания учебной информации способствует пониманию учебного материала, его запоминанию, системному усвоению, так как зрительно воспринимаемые образы вызывают из памяти необходимые ассоциации, опорные знания, служат инструментом развития продуктивного мышления.

Таким образом, УДЕ используется в обучении как способ обеспечения системности знаний, как важный дидактический прием интеграции знаний и интенсификации их усвоения.

Использованные источники:

1. Васильева, П.Д. Технология УДЕ при решении расчетных задач. / П.Д. . Васильева, О.М.Емцова // Химия в школе. – 2013. – №8. – С. 38-42.
2. Васильева, П.Д. Применение технологии укрупнения дидактических единиц в курсе неорганической химии / П.Д.Васильева // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе. материалы Междунар. науч.-практ. конф., Липецк /ГОУВПО «ЛГПУ» / Липецк, 2008.
3. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П.М.Эрдниев. – Просвещение, 1992.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники