Гаевская Д.Л.
УО «Витебский государственный медицинский университет»,
Витебск, Беларусь
Возникновение новых образовательных технологий связано с необходимостью решения проблемы: как в ограниченный промежуток времени при заданных возможностях человека передать учащемуся увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций? Слушатель факультета профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) Витебского государственного университета – это сформировавшаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, помочь выстроить слушателю систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения – главная задача преподавателя ФПДП, которую в современных условиях нам позволяет решить дистанционная форма обучения.
Кодексом Республики Беларусь об образовании дистанционная форма получения образования определяется как вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий (ст. 17 п. 1).
Данный высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подхода к обслуживанию любой категории обучающихся, является особой совершенной формой, сочетающий элементы очного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Отметим, что дистанционную форму обучения от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты.
Гибкость: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, а также нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
Модульность: возможность из набора независимых учебных курсовмодулей формировать учебный план, отвечающей индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность: одновременное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Охват: одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и др.), быстрое общение через корпоративную сеть, Интернет, e-mail, другие современные средства связи друг с другом и с преподавателями.
Рентабельность: эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней.
Технологичность: использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению в мировое постиндустриальное информационное пространство.
Социальное равноправие: равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.
Новая роль преподавателя: расширение и обновление его функций по координированию познавательного процесса, постоянному совершенствованию преподаваемых курсов, повышению творческой активности и квалификации в соответствии с нововведениями и инновациями.[1]
На кафедре химии ФПДП при организации учебного процесса мы сочетаем аудиторные занятия и современное электронное обучение с помощью интернета и мультимедиа. Дистанционное обучение используется как вспомогательное средство для организации контролируемой самостоятельной работы слушателей.
Для технической реализации электронно-коммуникационной среды мы используем LMS (Learning Management System) Moodle, которая относится к классу свободно распространяемого программного обеспечения. Эта система обладает большими возможностями формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения между учащимися и преподавателями, организации групповой работы. Интерфейс системы достаточно прост в использовании, это имеет важное значение, так как в процессе работы выяснилось, что большинство слушателей ФПДП (около 60%) являются обычными пользователями персонального компьютера на самом элементарном уровне, т.е. используют компьютер в своей учебной деятельности в качестве «печатной машинки». Все это выгодно выделяет LMS Moodle среди других Open Source LMS.
Основу информационного наполнения среды составляют электронные курсы по химии для разных категорий слушателей: 1 ступень(9классы), 2 ступень (10 классы), 3 ступень (11 классы). Данная система трехступенчатой подготовки слушателей вечерних подготовительных курсов по химии обеспечивает преемственность в обучении. Под преемственностью понимается последовательное усвоение, закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков которые слушатели вечерних курсов ФПДП получат не только при изучении данного курса, но и на последующих курсах. Такая целостная интегрированная система трехступенчатой подготовки позволяет в процессе непрерывного обучения сформировать осознанную мотивацию и заложить прочную основу успешной учебы в вузе.
В системе Moodle слушатели начинают работать уже на первой ступени обучения. Учитывая особенности возрастной физиологии и психологии школьного возраста на этапе 9 класса, большую загруженность слушателей в школе на первой ступени обучения предусмотрено меньшее число практических занятий по химии по сравнению с последующими (10 и 11 класс). Обучение носит опережающий характер, с использованием блочномодульной структуры подачи материала. Активно используется электронный курс при подготовке к занятию (выполнение заданий, тестов, обучающих лекций). Система обучения с использованием электронного учебно-методического курса построена таким образом, чтобы слушатель мог освоить и проработать материал занятий самостоятельно, обращаясь к преподавателю лишь за консультацией. Помимо практических занятий, слушатели 9 классов 4 раза в год выполняют тематические тестирования. Такой мониторинг усвоения качества знаний как электронное тестирование пользуется большой популярностью среди слушателей.
Все вышеперечисленное оказывает позитивное влияние на слушателей, повышая их творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремлению к знаниям, умению взаимодействовать с компьютерной техникой. Готовит слушателей в перспективе к дальнейшему обучению на ФПДП с целью поступления в вуз.
Основу образовательного процесса при использовании дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа. В связи с этим следует подчеркнуть, что при организации обучения важную функцию выполняет самоконтроль. Но, к сожалению, не все способны работать в таком режиме. Очень часто возникают психологические проблемы, которые слушатель преодолеть не может, т.е. ему необходим дополнительный стимул «со стороны», выраженный либо в назидательной форме, либо в «карающей». Поэтому на кафедре мы сочетаем традиционную (аудиторную) форму обучения и дистанционную (работа слушателей с электронно-методическим комплексом).
Как показывает практика, традиционная форма организации обучения, где в основе лежит живое интерактивное общение преподавателя и слушателя, пока доминирует на кафедре химии ФПДП. Однако нами ведется активная работа по внедрению дистанционного обучения как одной из форм работы со слушателями ФПДП. Ведь тенденция современного образования такова, что объем самостоятельной работы в вузах неуклонно увеличивается и студенты первокурсники должны быть к этому готовы.
Использованные источники:
1. Таппасханова, М.А. Дистанционное обучение – способ реализации образовательной траектории / М.А. Таппасханова // Alma mater. Вестник высшей школы. − 2011. − №8. − С.44-48.