Базылева Н.В., Шульга Г.А.
Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск
Если попросить человека любого возраста назвать наиболее трудные предметы школьного курса, то среди них наверняка окажется химия. Слушатели факультета профориентации и довузовской подготовки Витебского государственного медицинского университета сознательно выбирают изучение химии. И, несмотря на то, что все они уже уделяли этому предмету больше времени и сил, чем многим другим, качество подготовки оставляет желать лучшего.[1]
После проверки исходного уровня знаний становится ясно, что у многих слушателей не сформированы даже основные химические понятия. Действуя правильно, они порой не понимают смысла своих действий. Даже успешно составляя электронные схемы строения атомов, плохо представляют, что за ними кроется, не понимают сущности электронных формул молекул, электронного баланса.
Сущность химических процессов лежит исключительно в микромире и требует интерпретации происходящего между атомами и молекулами. Механизмы работы мозга учёного и ученика принципиально не отличаются друг от друга, поэтому усвоение слушателями научных знаний должно напоминать деятельность учёного по добыванию этих знаний.[2]
Знания о скрытой от наблюдения реальности попадают в мозг человека только в ходе предметнопрактической деятельности. Деятельность является генетической основой не только общественно-исторического, но и индивидуального познания. Выделяют следующие виды деятельности: материальную, материализованную, интеллектуальную.
Под материальной понимают деятельность с объектами изучения. В химии – это вещества и реальные химические процессы. На занятиях деятельность с объектами изучения должна осуществляется в виде химических опытов. Многие учёные-методисты, такие как П.А Цветков, В.С. Полосин, Ю.В. Ходаков, выдвигали тезис о том, что химический эксперимент должен быть основополагающим в учебном процессе.[1]
Материализованная деятельность заменяет объект изучения. Среди специфических видов этой деятельности на занятиях химии можно выделить – деятельность с материальными моделями молекул, кристаллических решёток; оперирование цифровым, табличным материалом; деятельность со знаковыми моделями (химическими формулами и уравнениями); решение задач.[2]
С целью расширения возможностей материализованной деятельности слушателей на занятиях и при подготовке вне стен университета преподавателями кафедры химии факультета профориентации и довузовской подготовки ведется работа по созданию каталога видеофайлов, которые включены в систему Мoodle. Они демонстрируют модели молекул, кристаллических решеток изучаемых веществ, опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства, способы получения веществ.
Курс химии, изучаемый на факультете профориентации и довузовской подготовки, построен следующим образом: первым изучается раздел, формирующий общие представления о химических понятиях и законах. Он так и называется «Общая химия». Затем изучаются разделы «Химия элементов», «Органическая химия».
Так как основные понятия и законы рассматриваются на конкретных веществах, то всегда можно проследить взаимосвязь и взаимопроникновение теоретического материала из общей химии в другие разделы и наоборот.
Например, реакция горения метана. В общей химии она рассматривается, как способ получения оксидов (тема «Основные классы неорганических соединений»), как пример экзотермической реакции (тема «Химические реакции»). В химии элементов – иллюстрирует одно из химических свойств кислорода (тема «Соединения элементов VI А группы»), а в органической – химические свойства насыщенных углеводородов (тема «Алканы») и т.д.
Таким образом, к видеофайлу с химическим опытом, показывающим горение этого углеводорода, можно возвращаться несколько раз с помощью ссылок, установленных в системе Moodle в соответствующих разделах.
Ссылки на анимационный видеофайл о строении молекулы метана и его физических свойствах могут быть установлены в теме «Химическая связь. Строение вещества» (общая химия), теме «Соединения элементов IV А группы» (химия элементов), теме «Алканы» (органическая химия).
Чтобы слушатели не воспринимали видеоинформацию как что-то отвлеченное, она сопровождается рядом вопросов, заданий, требующих формулировки выводов. Это помогает сформировать понимание объекта изучения. После чего слушатели могут записать усвоенный материал в виде знаковых моделей – химических формул и уравнений.
При познании микрообъектов незаменимой является деятельность с материальными моделями молекул, кристаллических решеток, а также, демонстрация химических опытов. Именно такая деятельность формирует мысленные образы, которые помогают постичь сущность химических явлений.[2]
Просматривая видео химических опытов, выполняя манипуляции с материальными и знаковыми моделями, сопоставляя цифровой материал, слушатели делают выводы, систематизируют факты, устанавливают взаимосвязи, проводят аналогии и т. д. Таким образом, повышается осознанность действий слушателей и, как следствие, – уровень владения материалом. Тогда и химия становится наукой о веществах и их превращениях, а не о химических знаках и правилах оперирования ими.
Использованные источники:
1. http://www.mitht.ru/files/methodics/1248.pdf
2. http://him.1september.ru