Якушева Э.Е., Жебентяев А.И.
Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет, г. Витебск
Современный мир остро нуждается в интеллектуально развитых специалистах, умеющих не только оперировать полученными знаниями и практическими навыками, но и готовых активно самообучаться, легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и социальным запросам, грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Актуальные мировые тенденции требуют модернизации образовательной системы, развития и расширения ее институтов, активного внедрения педагогических и технологических инноваций в процесс подготовки будущих специалистов. Таким образом, важнейшая задача современного образования – стать системой, открытой для общества и удовлетворяющей его запросы. В этих условиях педагогу необходимо осуществить грамотный выбор образовательной технологии, которая позволила бы повысить эффективность обучения и взаимодействия в учебном процессе [1]. Одной из таких технологий является тестирование как форма обучения и корректного оперативного контроля. Недостатками традиционной системы оценивания знаний обучаемых можно считать субъективизм, отсутствие регулярности контроля и чётких критериев оценки. Одним из способов решения этой проблемы является использование тестовой формы текущего контроля. Во многих странах педагогические тесты в той или иной мере применяются еще с конца XIX века. На территории же постсоветского пространства такая педагогическая практика получает широкое распространение в последние два десятилетия, а в качестве квалифицированного средства педагогического измерения тестирование прочно проникает в жизнь и образовательную среду на наших глазах – буквально с началом XXI века. При этом современный студент психологически волне подготовлен к такой форме контроля качества знаний благодаря организации вступительных испытаний в форме централизованного тестирования.
Сама подготовка к централизованному тестированию предусматривала систематическое выполнение будущими студентами тестовых заданий различных конструкций и уровня сложности при подготовке домашних работ, на уроках в школе, при написании контрольных, прохождении репетиционных тестирований. Поэтому закономерным развитием этого процесса является использование тестов в практической деятельности преподавателей вузов, в частности, при преподавании аналитической химии на кафедре токсикологической и аналитической химии ВГМУ. Аналитическая химия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о принципах, методах и средствах определения химического состава и структуры веществ, одна из важнейших химических дисциплин, изучаемых будущими провизорами. Мониторинг состояния текущей успеваемости студентов в контексте рейтинговой системы оценки знаний на каждом занятии реализован в форме тестового контроля. Конструкции используемых тестовых заданий уже можно считать типовыми – это задания закрытой формы с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать один или несколько правильных, и тестовых заданиях открытой формы, для которых, как правило, не предлагается готовых ответов, а тестируемый должен сам сформулировать правильный ответ.
Формулировка заданий закрытого типа может быть различной: с указанием на один или несколько правильных ответов, без указания на число верных ответов, на выбор верных утверждений, на выбор неверных утверждений, на выполнение простейших расчетов и т.д.
Вот примеры некоторых таких тестовых конструкций:
1. Укажите формулу продукта взаимодействия катионов Co2+ с α-нитрозо-β-нафтолом:
2. Укажите характеристики, которые относятся ко всем катионам V аналитической группы:
1) гидроксиды не растворяются в избытке аммиака
2) гидроксиды растворяются в избытке щелочи
3) в водных растворах катионы бесцветны
4) образуют малорастворимые карбонаты, фосфаты
3. При обнаружении катионов Zn2+ по реакции с тетрароданомер-куратом (II) аммония под микроскопом можно наблюдать кристаллы:
4. В каких случаях неверно записано уравнение реакции или ее аналитический эффект?
1) Сo2+ + [Fe(SCN)4]2- → Co[Fe(SCN)4] ↓; синий осадок
2) Hg2+ + CrO42- → HgCrO4↓; красный осадок
3) 10Cr3+ + 6MnO4- + 11H2O → 5Cr2O72- + 22H+ + 6Mn2+;желтый раствор
4) Fe3+ + nSCN- → [Fe(SCN)3]3-n ↓; синий осадок
Тестовые задания открытой формы в наибольшей степени помога-ют проверить уровень реальной подготовленности студента к занятию, так как исключают угадывание верного ответа. Например:
1. Заполните пропуски: Численные величины, полученные эксперимен-тальным путем, измерены с определенной погрешностью. Понятие «... ...» показывает, насколько велика неопределенность полученной чис-ленной величины.
2. Запишите уравнение для расчета термодинамической константы рав-новесия процесса BaSO4 (тв) Ba2+ + SO42-.
3. Перечислите три реагента, используемых для обнаружения катиона К+ (укажите названия и формулы).
4. Запишите уравнения и опишите аналитический эффект реакций катио-нов Cu2+ c тиосульфатом натрия при обычных условиях и при нагревании.
5. Определите активность сульфат-ионов в 0,010 М растворе Al2(SO4)3.
6. Установите соответствие между анионом и группой, к которой его от-носят согласно классификации, основанной на различной растворимости солей бария и серебра. Ответ запишите по образцу: А2Б1В1Г4
название аниона | группа | ||
A | роданид | 1 | I |
Б | тиосульфат | 2 | II |
В | ацетат | 3 | III |
Г | бромат |
Используемое в учебном процессе пособие «Аналитическая химия для будущих провизоров. Часть 2. Практикум» (А.К. Жерносек, И.Е. Талуть; под ред. проф. А.И. Жебентяева) содержит обучающие тестовые задания с ответами по теме каждого занятия. Для подготовки к экзаменационному тестированию издано учебное пособие «Тесты по аналитической химии» (А.И. Жебентяев, С.Г. Дуксина, Н.Д. Яранцева) с ответами и комментариями к ним. Соответствующая база тестовых заданий представлена в СДО нашего университета в курсе «Аналитическая химия».
В настоящее время тестовая форма контроля позволяет наиболее полно охватить содержание учебной дисциплины, выделив важнейшие элементы содержания, знание которых может служить критерием усвоения курса, являясь средством объективной и независимой оценки качества знаний студентов.
Использованные источники:
1. Тригорлова, Л.Е. Инновационные педагогические технологии в контексте повышения качества дополнительного образования взрослых/ Л.Е. Тригорлова, Э.Е.Якушева// Качество дополнительного образования взрослых: обучение, наука, инновации: материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 23 мая 2012 г./ РИИТ БНТУ; под ред. В.Л. Соломахо. – Минск, 2012. – С. 230 – 234.