Городецкая И.В., Горбачёв В.В.
Важное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает студенческая среда. В студенческой группе происходят динамические процессы формирования, структурирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Указанные явления значительно влияют на протекание образовательного процесса, в связи с чем их изучение является одним из важных современных направлений инновационной педагогики.
Приведенные ниже результаты были получены в ходе социологического опроса, проведенного студенческим сектором лаборатории инновационной педагогики ВГМУ.
Цель работы - оценить наличие и развитие лидерских способностей у старост групп и студентов ВГМУ, а также проследить динамику развития их лидерских качеств в процессе обучения.
Были проанкетированы 334 студента нашего университета (лечебный факультет: 1 курс – 26 студентов (из них 8 старост), 2 курс – 33 студента (15 старост), 3 курс – 27 студентов (12 старост), 4 курс – 34 студента (17 старост), 5 курс – 17 студентов (5 старост), 6 курс – 17 студентов (10 старост); фармацевтический факультет: 1 курс – 12 студентов (4 старосты), 2 курс – 16 студентов (7 старост), 3 курс – 16 студентов (8 старост), 4 курс – 16 студентов (8 старост), 5 курс – 14 студентов (6 старост); стоматологический факультет: 1 курс – 6 студентов (2 старосты), 2 курс – 7 студентов (3 старосты), 3 курс – 5 студентов (2 старосты), 4 курс – 6 студентов (3 старосты), 5 курс – 6 студентов (3 старосты)).
Тест включал 48 вопросов, на каждый из которых нужно было дать однозначный ответ «да» либо «нет». Ответы «да» оценивались в 1 балл, «нет» - 0 баллов.
При оценке лидерских качеств у студентов начальных и выпускных курсов и анализе динамики изменения этих показателей за время всего обучения в университете установлено:
1 курс. Все студенты во время поступления в университет находятся в приблизительно равных условиях, так как все абитуриенты готовятся по одним программам. Поэтому такие качества, как «Осознание цели» и «Умение решать проблемы», на первом курсе у старост и студентов приблизительно одинаковы.
Тем не менее, значение таких качеств, как «Умение управлять собой», «Наличие творческого подхода», «Влияние на окружающих», «Умение работать с группой», «Знание правил организаторской работы», «Организаторские способности», превалирует у старост.
Это объясняется тем, что в связи со вступлением в новую ответственную должность старосты первого курса имеют большую мотивацию, чем обычные студенты. В последующем значения ряда этих качеств («Наличие творческого подхода», «Умение работать с группой», «Знание правил организаторской работы», «Организаторские способности») у старост и обычных студентов выравниваются.
После первого курса лидерские способности у старост и студентов меняются в различных направлениях.
К 6 курсу все студенты более осознанно относятся к своей деятельности, и проявление лидерских способностей студентов и старост в целом выравнивается.
Однако некоторые моменты все же следует отметить. Наибольший разброс значений наблюдается по качеству «Умение работать с группой». Наибольшее значение соответствует 1 курсу, что обусловлено тем начальным уровнем лидерского профиля, который заложен при поступлении. Затем эта величина стремительно падает на протяжении трех лет и имеет наименьшее значение на 4 курсе. Это является одним из более неожиданных результатов проведенного исследования. На наш взгляд, постоянный спад такой характеристики, как умение работать с группой, может объясняться несколько завышенным значением этого качества на первом курсе.
Неоднозначная ситуация наблюдается по качеству «Умение решать проблемы». Имея на 1-4 курсах примерно равные, незначительно колеблющиеся, значения, на 5-6 курсах наблюдается повышение значения этого качества у старост и понижение у остальных студентов. Объяснить это можно тем, что к 5-6 курсу последние предпочитают возможность устранения организаторских проблем предоставлять старостам. Старосты же, наоборот, за 4 года обучения в университете учатся эффективно решать проблемы, так что к 5-6 курсам они, как правило, не появляются.
По качеству «Знание правил организаторской работы» наблюдается падение его значения к 5 курсу и возврат к среднему значению на 6 курсе. На наш взгляд, это объясняется тем, что на 5 курсе у студентов начинается новый этап - распределение в ординатуру или на практику. В связи с этим им приходится сталкиваться с новыми вопросами, проблемами, которые разрешаются к 6 курсу.
На 5-6 курсах также наблюдаются выраженные изменения по качеству «Осознание цели». Снижение его значения к 6 курсу, вероятно, объясняется, распределением: возможно, многие студенты опасаются, что им придутся не по душе их будущая профессия и место работы. В некотором роде возможность такого разочарования и приводит к падению значения качества «Осознание цели».
Значительная вариабельность значений наблюдается и по качеству «Умение управлять собой», что является довольно сложным для объяснения. На наш взгляд, большой разброс величин можно объяснить тем, что в процессе обучения студенты сталкиваются с огромным количеством проблем, которые не зависят от наличия или отсутствия лидерских качеств: большая учебная нагрузка, отсутствие свободного времени, отработки, проблемы в личной жизни и т.д. Все эти факторы также влияют на психоэмоциональное состояние студентов. Поэтому это качество зависит не только от наличия одних лишь лидерских качеств, а, вероятнее всего, и от вышеуказанных причин.
Что касается качества «Организаторские способности», то, превалируя у студентов 1 курса, оно на протяжении 5 лет изменяется незначительно (в пределах статистической погрешности) и к 6 курсу примерно уравнивается у старост и обычных студентов. Объясняется это, вероятно, тем, что организаторские способности – это статичное качество, которое закладывается у каждого человека, как и любая другая черта характера, с детства, и в дальнейшем слабо поддаётся изменениям.
Изменение значений качества «Наличие творческого подхода» отличаются наибольшей вариабельностью, приобретая большее значение то у старост (1, 4, 5 курсы), то у обычных студентов (3 курс), а то и вовсе выравниваясь (2, 6 курсы). Столь скачкообразное изменение указанной величины, вероятно, отражает не столько наличие лидерских качеств у студентов, сколько их «гибкость» в решении возникающих трудностей. Поскольку строгая прямая зависимость наличия творческого подхода от лидерских способностей студента выявлена не была, то можно сделать вывод, что данный критерий лишь косвенно указывает на наличие лидерских качеств. Тем не менее, при одинаковом значении всех остальных характеристик расхождение величины качества «Наличие творческого подхода» не следует упускать из виду.
Наконец, критерий «Влияние на окружающих». Оценка величины этой характеристики обязательна при поступлении в университет, так как именно это лидерское качество, по нашему мнению, позволяет на начальном этапе обучения выделить старост как идеологических лидеров групп.
Практические рекомендации – поскольку у старост 1 курса значительно сильнее по сравнению с остальными студентами проявляются такие качества, как «Умение работать с группой», «Организаторские способности» и «Влияние на окружающих», можно рекомендовать деканатам при назначении на должность старосты обращать особое внимание именно на эти критерии.