Кугач В.В., Хуткина Г.А., Тарасова Е.Н., Куприй Н.Д.
Витебский государственный медицинский университет, г. Витебск
Введение. Термин пропедевтика (от древнегреческого προπαιδεύω – предварительно обучаю) означает введение в какую-либо науку, ее сокращенное систематическое изложение, вводный курс, предшествующий более глубокому изучению предмета [1].
Целью учебной пропедевтической практики по специальности 1-79 01 08 "Фармация" является знакомство студентов с фармацевтической терминологией, аптекой, ее основными задачами и функциями, классификацией аптек на категории, санитарно-эпидемиологическими требованиями для аптек, материальной ответственностью. Данная практика является предшествующей для изучения всех фармацевтических дисциплин [2].
Учебная пропедевтическая практика организована для всех студентов первого курса дневной и второго курса заочной формы обучения, не имеющих среднего фармацевтического образования [3].
Цель настоящей работы – оценить отношение студентов заочной формы обучения к организации пропедевтической практики.
Методы. После прохождения практики было проведено анкетирование студентов, в котором приняли участие 45 студентов фармацевтического факультета заочной формы получения образования. Среди них 85% женщин и 15% мужчин, в возрасте 25 – 30 лет (56%) и старше 30 лет (44%). До поступления на фармацевтический факультет в УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» 96% опрошенных получили медицинское образование. По своей специальности работают 41% респондентов.
Результаты. На вопрос «Почему Вы решили получить высшее образование по выбранной специальности?» (специальности «фармация») 70% студентов ответили, что это дает возможность улучшить материальное положение, 7% – социальное положение; 19% считают, что данная специальность востребована; 11% продолжают семейную традицию. Отдельные студенты мечтали получить данную профессию еще в школе. Обучение также дает дополнительные знания для работы по медицинской специальности.
Большинству студентов (78%) пропедевтическая практика помогла лучше познакомиться с будущей специальностью "фармация". При этом связь изучаемого материала с будущей специальностью респондентам была понятна (89%). Преподаватели представили достаточно ознакомительного материала по изучаемой дисциплине (96%). 70% студентов считают, что количества часов, выделенных для пропедевтической практики, достаточно. Отдельные студенты считают, что необходимо уменьшить количество часов химическим дисциплинам, в том числе и объем изучаемого материала по данной дисциплине, а на это время поставить практику.
93% опрошенных студентов удовлетворены содержанием программы по пропедевтической практике, 89% - качеством ее методического обеспечения. В качестве базы практики была задействована аптека УО «ВГМУ», которая устраивала абсолютно всех практикантов и всем было интересно познакомиться с работой аптеки. 26% анкетируемых посчитали необходимымпредусмотреть несколько аптек в качестве баз практики. В результате у 63% студентов улучшилось отношение к выбранной специальности, у 37% – осталось без изменений.
Литература:
- Материалы по фармацевтической пропедевтической практике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/648/33991.php. – Дата доступа: 14.05.2015.
- Методические указания по учебной пропедевтической практике для студентов 2 курса фармацевтического факультета заочной формы получения образования / В.В. Кугач, Г.А. Хуткина, Е.Н. Тарасова, Н.Д. Куприй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: do.vsmu.by. – Дата доступа: 01.09.2014.
- Организация учебной пропедевтической практики для студентов фармацевтического факультета заочной формы получения образования / В.В. Кугач [и др.] // Образование XXI века. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Витебск: ВГМУ, 2014. – С. 197-199.