Орлова Л.Г., Куликов В.А., Буянова С.В., Гребенников И.Н., Козловская С.П., Телепнева Е.Ю., Фомченко Г.Н., Яцкевич В.В.
Учреждение образования Витебский государственный медицинский университет ордена Дружбы народов, Республика Беларусь
В последние десятилетия в системе обучения студентов в медицинских вузах преподавание фундаментальных и клинических дисциплин предусматривает развитие профессиональных компетенций студентов, подготовку специалистов с широким спектром знаний и умений, необходимых для работы в различных отраслях медицинской практики. Основой для изучения и понимания патологических процессов в организме человека, выбора современных методов их лечения является весь блок естественных общепрофессиональных дисциплин. Только на базе такой серьезной фундаментальной подготовки студенты смогут приобретать устойчивые знания и навыки на профессиональных кафедрах, необходимые им для практической деятельности.
Одной из важных в блоке общепрофессиональных естественных наук является биохимия, подготавливающая студентов всех факультетов (лечебного, фармацевтического, стоматологического) к пониманию и восприятию клинических и специальных дисциплин.
Для практикоориентированной направленности обучения дисциплине изучение общей биохимии сочетается с реальными методами исследования, используемыми в клинике для дифференциальной диагностики заболеваний. Изучение большого раздела общей биохимии «Обмен углеводов», «Обмен липидов», «Обмен белков» завершается лабораторным занятием «Клинические методы исследования углеводного обмена», «Клинические методы изучения обмена липидов и их значение», «Клинические методы изучения обмена белков и их значение». На этих занятиях студенты знакомятся с биохимическими методами исследования обмена углеводов, липидов, белков, используемыми в клинике. Они знакомятся с принципами каждого метода, диагностическим значением. Получая конкретные результаты исследования крови, мочи, биологических жидкостей, студенты интерпретируют эти данные.
Изучению предмета и развитию мышления студентов способствует введение решения ситуационных задач по каждому разделу биохимии. В ситуационных задачах разбираются клинические проявления нарушений, связанных с генетическими дефектами ферментов углеводного обмена, обмена белков, с поступлением витаминов, с расстройством функций эндокринных желез, распада гемоглобина и др. Понимание задач и их решение наглядно показывает диагностическое значение проводимых биохимических исследований. На наш взгляд, это направлено на повышение интереса студентов к изучаемому предмету и способствует их адаптации к восприятию в дальнейшем клинических дисциплин, т.е. к их будущей профессии.
Важным моментом также является отработка профессионально значимых навыков, заключающихся в умении разобраться в данных биохимического обследования больного. На экзамене по практическим навыкам каждый студент получает бланк такого обследования больного, где указаны 20 главных биохимических показателей. Зная предел колебаний их в норме, студент может сделать вывод о происшедших нарушениях в организме больного.
Все перечисленное проводится со всеми студентами при изучении биохимии. Для студентов, стремящихся расширить свой круг знаний по нашей дисциплине, был введен элективный курс «Клиническая биохимия», в котором рассматриваются клиническое значение исследований активности ферментов, биохимические исследования в диагностике инфаркта миокарда, заболеваний печени, почек, клиническая биохимия витаминов и другие вопросы. Серьезный интерес к этому элективному курсу проявляли студенты старших курсов (4-5-6), которые уже изучали терапию, хирургию, инфекционные болезни и другие клинические дисциплины и начали понимать необходимость компетенции в этих вопросах. Таким образом, преподавание биологической химии на кафедре неразрывно связано с развитием профессиональных компетенций у студентов, необходимых им при дальнейшем обучении и в практической деятельности.