Фомин А.В., Редненко В.В.
УО «Витебский ордена Дружбы народов государственный медицинский университет», Витебск
Термин «хирургия одного дня» собирательный и включает амбулаторные операции в поликлинике или стационаре без госпитализации пациента, операции и стационарное лечение до 24 часов, кратковременное пребывание в стационаре до 72 часов после проведенного оперативного вмешательства и дневной стационар поликлиники с проведением комплекса реабилитационных мероприятий пациентам с патологией артерий, хронической венозной недостаточностью[1,2].
Преимущества реализации программы «хирургия одного дня» очевидны. Это госпитализация в день операции либо накануне её с высоким качеством выполненного вмешательства, более полной психологической адаптацией и профилактикой гнойно-воспалительных осложнений. Программа имеет высокую экономическую целесообразность[1].
Система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача в связи с невозможностью практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций, а также морально-этических и законодательных ограничений в общении учащихся с пациентом. Одной из задач современного среднего, высшего и последипломного медицинского образования в настоящее время является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту [3].
Для подготовки студентов по программе «хирургия одного дня» в ВГМУ активно используется «Учебный центр практической подготовки и симуляционного обучения». Учебный центр оснащен широким арсеналом тренажеров, различных уровней реалистичности имитации пациента, компьютерными моделями всевозможных клинических ситуаций в динамике их развития, предоставляет возможности для практической подготовки, повышения квалификации и оценки ее уровня у студентов, в том числе и по направлению хирургии одного дня.
В рамках клинических сценариев хирургии одного дня разрабатываются симуляционные модули – цепь взаимосвязанных элементарных практических навыков, имеющих сформулированный конечный результат подготовки. Несмотря на то, что это новое направление развитие медицинского обучения, созданы и обеспечены тренажерным оборудованием около ста симуляционных модулей, в том числе: лапароскопия, выскабливание матки при неполном аборте, интубация трахеи, ингаляционный наркоз, наложение сосудистых швов, наложение кишечных швов, наложение швов на кожу, обезболивание при выраженном болевом синдроме, обследование при травме, пальцевое исследование прямой кишки, пункция и дренирование плевральной полости, катетеризация мочевого пузыря у мужчины и женщины, внутривенная инфузия.
Наличие клинических сценариев хирургии одного дня, включающих разнообразные симуляционные модули, позволяет выработать у студентов широкий спектр компетенций и прочное закрепление практических навыков и умений с использованием симуляционного обучения без риска нанесения вреда пациенту.
В рамках симуляционного обучения проводится отработка самостоятельного использования медицинской техники, используемой для диагностики и оказания скорой (неотложной) медицинской помощи в учреждениях здравоохранения в соответствии с протоколами оказания медицинской помощи, выработка индивидуальных навыков и умений по оказанию неотложной и плановой медицинской помощи при стандартной клинической ситуации. Проводится также отработка оказания неотложной медицинской помощи в различных клинических ситуациях с динамикой оценки состояния пациента и отработка групповой слаженности.
Использование Центра практической подготовки и симуляционного обучения позволяет провести объективную аттестацию уровня сформированных врачебных умений и навыков, в том числе технических, индивидуальных, групповых, что позволяет повысить эффективность подготовки студентов по программе «хирургия одного дня».
Использованные источники:
- Амбулаторная хирургия (хирургия одного дня)/В.В. Недоковский, В.В.Дарвин, В.Г.Шаляпин.– Сургут.: ВСургу. –2007. – 240с.
- Жебровский В.В. Осложнения в хирургии живота. – Москва.: МИА. – 2006. – 448с.
- Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. – Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 – 288 с.