Мамась А.Н., Никитина Е.В., Кизименко А.Н.
УО «Витебский государственный медицинский университет» Г. Витебск, Республика Беларусь
В современных условиях врачам анестезиологам-реаниматологам приходится иметь дело с огромным потоком медицинской информации. Internet дополнительно увеличивает это количество.
Наличие новых способов дистанционного общения и обмена опытом между специалистами позволяет своевременно и адекватно корректировать тактику интенсивной терапии, внедрять в практику новые инновационные методики.
Современные Internet-технологии позволяют сэкономить время при доступе к необходимой информации, быстро обработать достаточно большой объем информации. Огромное значение и большие перспективы электронная медицинская библиотека имеет для молодого специалиста в условиях сельской медицины. Применение современных телекоммуникаций позволяет приблизить высокоспециализированную медицинскую помощь к наиболее удаленным территориям. Что является особенно актуальным для пациентов, у которых своевременность вмешательства является решающим фактором.
Телемедицина представляет собой прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий.
С каждым годом увеличивается число пациентов, которые посредством телекоммуникаций знакомятся с интересующей их медицинской информацией, а так же родственников, ухаживающих за такими пациентами. Пациенты получают знания, позволяющие им активно участвовать в своем лечении, избегать лишних госпитализаций и планировать рациональный образ жизни.
Наиболее распространенными видами доступа для дистанционного телекоммуникационного общения являются следующие:
- Видеоконференции.
- Получение общемедицинской информации.
- Списки обсуждений.
Все более актуальным становится создание локальных или регионарных сетей. Одним из основополагающих принципов их создания является принцип единого информационного пространства. При этом возможен постоянный доступ к любым медицинским данным независимо от места их постоянного хранения для любого врача в достаточно короткий срок времени. Единое информационное пространство – это среда, обеспечивающая доступ заинтересованным врачам различных специализаций к медицинской информации, а также ее сбор и распространение для принятия специализированных профессиональных или организационных решений при помощи средств телекоммуникаций.
В реанимационно-анестезиологических отделениях уже давно используются системы трендов и передачи информации от каждого конкретного пациента через такую сеть. Или же, например, интерпретация ЭКГ – существуют специальные программы, интерпретирующие до 12 отведений. С развитием Internet-технологий появилась способность обеспечить удаленный всесторонний анализ ЭКГ и провести параллельно консультацию кардиолога.
Основные достижения телемедицины позволяют использовать ее и в педагогическом процессе. Студенты-медики часто сталкиваются с вопросами, которые изложены в учебниках в достаточно устаревшем виде или не изложены вовсе. Чтобы правильно овладеть навыками различных манипуляций, применяемых в повседневной анестезиологической практике, например, венозными доступами, интубацией трахеи, эндотрахеальным наркозом, различными видами регионарной анестезии, коникотомией, трахеостомией, комплексом сердечно-легочно-мозговой реанимации и т.д. студенту приходится прибегать к огромному количеству источников информации, иногда довольно противоречивым. Это создает большие трудности для адекватного усвоения материала. Современные технологии позволяют проектировать и создавать информационные инструменты, которые позволяют избежать подобные трудности.
Мультимедийные средства позволяют показать обширное множество информации различными средствами: презентация, текст, звук, изображения, схемы, фотографии, иллюстрации, мультипликацию и видео в индивидуальном темпе.
Дистанционное обучение позволяет без отрыва от производства проводить обучение больших групп студентов в реальном времени.
Существует понятие теленаставничества – метода, позволяющего непосредственно контролировать работу студента. При этом отсутствует необходимость постоянного присутствия преподавателя рядом, что способствует более решительному стремлению студента к самостоятельному обучению и самосовершенствованию.
На основании всего изложенного выше можно сделать следующие выводы:
- Использование телекоммуникационных систем в повседневной практике врача анестезиолога-реаниматолога способствует повышению эффективности его работы.
- Своевременный телекоммуникационный доступ к электронной информации особенно актуален для удаленных и труднодоступных регионов.
- Дистанционное обучение студентов способствует самосовершенствованию студента и открывает перед ним широкие перспективы.
- Наличие локальных и региональных компьютерных сетей в практическом здравоохранении позволяет своевременно и адекватно решать целый ряд задач.