Самостоятельная работа студентов в развитии профессиональной компетентности

Печерская М.С., Бабенкова Л.В.

В настоящее время компетентностный подход широко внедряется в систему образования, начиная от школы и заканчивая последипломной подготовкой и повышением квалификации специалистов [1].

В современном обществе социальная и профессиональная деятельность требует от личности наличия следующих качеств: активность, мобильность, умение планировать свою деятельность самостоятельно по собственной инициативе, умение определять объективно качественный уровень результатов своей деятельности (самооценка), умение организовать собственные ресурсы на достижение определенных профессиональных целей. Все эти качества находят отражение в интегральной качественной характеристике личности – компетентности, которая в настоящее время определяется как результат образования. Личность рассматривается как совокупность компетенций, выступающих как мера способности человека включаться в различные виды деятельности [2].

Способность самостоятельно обучаться является одной из наиболее актуальных компетентностей. Это качество личности, характеризующее способность к систематической, самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах [3].

В системе медицинского образования также значительная роль отводится формированию самообразовательной компетентности.

Студент медицинского ВУЗа должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения.

В этой связи огромное значение приобретает самостоятельная работа студентов. Это вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента.

На кафедре факультетской терапии самостоятельная работа студентов основывается на следующих принципах: имеет конкретную предметную направленность; сопровождается непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Содержание самостоятельной работы студентов определяется, типовой и рабочей учебными программами по внутренним болезням, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов на кафедре факультетской терапии организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студентом – с одной стороны; контроль и оценка со стороны преподавателей – с другой.

Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим клиническим занятиям. Результаты этой подготовки отражаются в устных ответах студентов по теме занятия, выполненных тестовых заданиях, решении ситуационных задач, во время клинических разборов и др. форм текущего контроля.

Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студентов по внутренним болезням.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление полученных студентом знаний, развитие аналитических навыков по проблемам диагностики и тактики лечения внутренних болезней.

Особый акцент со стороны преподавателей делается на самостоятельную работу со специальной медицинской литературой. Это позволяет расширить полученные на практических занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, убежденность. Во-первых, самостоятельная контролируемая работа с литературными источниками формирует у студента умение поиска источников информации, отбора нужной информации в одном или нескольких источниках, ориентации в отобранных или рекомендуемых публикациях и др. Во-вторых, - умения смысловой переработки информации, содержащейся в интересующих студентов печатных материалах. В-третьих, - умения письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, реферат, аннотация и др.).

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов активно используются информационные технологии, система дистанционного обучения MOODLЕ, позволяющие студенту в удобное для него время осваивать учебный материал.

В качестве еще одной из форм самостоятельной работы студентов на кафедре факультетской терапии широко внедрена научно-исследовательская работа студентов, поскольку именно этот вид работы в первую очередь готовит их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Эффективность самостоятельной работы студента должна оцениваться как самим обучающимся, так и преподавателем. Самооценка уровня собственных знаний студентом играет значительную роль в успешности и эффективности образовательного процесса. Необходимо, чтобы студент сам мог оценить уровень собственной подготовки, и чтобы самооценка его знаний отражала действительное положение дел.

На нашей кафедре для этих целей была апробирована визуально-аналоговая шкала, в которой оценка своих знаний представлена в баллах от 1 до 10. В начале занятия студентам предлагалось сделать на этой линии отметку, соответствующую уровню собственной подготовки к занятию. Средний балл за практическое занятие преподаватель выставлял по результату тестового контроля и оценки устного ответа студента. Ежедневно сравнивались оценки поставленные преподавателем в течение практического занятия с самооценкой студента. Это позволило достаточно рано выделить подгруппу студентов с завышенной или заниженной оценкой собственных знаний, индивидуализировать учебную тактику в отношении данных студентов и уменьшить число конфликтов, возникающих при несоответствии оценок.

Заключение

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, формирующих самообразовательную компетентность у студентов медицинских Вузов.

На кафедре факультетской терапии самостоятельная работа студентов является одним из важных компонентов обучения. Она осуществляется как познавательная деятельность, средство воспитания таких личностных и профессиональных качеств, как самостоятельность, активность, клиническое мышление, формирование творческого отношения к воспринимаемой информации. В управлении самостоятельной работой студентов используются элементы самоконтроля и самооценки, что позволяет повысить эффективность обучения.

Литература

  1. Духнич Ю. Компетентностный подход в образовании и обучении / эл. доступ: www.smart-edu.com/about-us.html
  2. Баликаева М.Б. Развитие самообразования студентов вуза в условиях реализации компетентностного подхода: Автореферат дис. канд.пед.наук - Омск, 2007 - 22 с.
  3. Фомина Е.Н. Формирование самообразовательной компетентности средствами модульной технологии // СПО №12, 2006. - с.50-52.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники