Сахарук Н.А., Еленская Ю.Р.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Беларусь
Особая роль в решении повышения качества медицинской помощи населению отводится учреждениям последипломного образования, первым уровнем которых является интернатура. Начиная, свой первый год практической деятельности, выпускники высших учебных заведений имеют достаточную базу теоретических знаний, но при этом испытывают дефицит практических врачебных навыков. Теоретические знания и практические умения, полученные студентами-выпускниками за период обучения в вузе, являются основополагающими в начале их самостоятельной профессиональной деятельности.
Целью настоящего исследования явилась оценка теоретической и практической подготовки выпускников стоматологического факультета УО «Витебский государственный медицинский университет» (ВГМУ) (2012 года выпуска) на основании данных анкетирования интернов.
Материалы и методы. Оценка осуществлялась на базах прохождения интернатуры следующих областей: Витебская область (интерны-выпускники УО ВГМУ в количестве 14 человек, Могилёвская область (интерны-выпускники УО ВГМУ - 10 человек, Гомельская область (интерны-выпускники УО ВГМУ в количестве 3 человек.
Результаты и их обсуждение. По данным анкетирования интернов-выпускников УО ВГМУ (27 человек) средний балл качества теоретической подготовки по стоматологическим дисциплинам в вузе составил 8,02. Для терапевтической стоматологии – 8,7 балла, для челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии – 8,29, ортопедической стоматологии – 8,14, стоматологии детского возраста – 7,4, ортодонтии – 7,48.
По данным анкетирования интернов-выпускников УО ВГМУ (27 человек) средний балл качества практической подготовки по стоматологическим дисциплинам в вузе составил 8,22. Для терапевтической стоматологии – 8,74 балла, для челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии – 8,55, ортопедической стоматологии – 8,44, стоматологии детского возраста – 7,44, ортодонтии – 7,96.
При более детальной оценке качества теоретической подготовки интерны от УО ВГМУ(27) отметили, что среди теоретических разделов дисциплин за период обучения ими недостаточно освоены по терапевтической стоматологии - лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (3), диагностика заболеваний периодонта (3). По хирургической стоматологии и ЧЛХ такими разделами являлись имплантология (2) и опухоли челюстно-лицевой системы (2); по ортопедической стоматологии – несъёмное протезирование на имплантах (2); по стоматологии детского возраста – лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (2); по ортодонтии – мультибондинг-системы (3).
Кроме того выпускниками-интернами были отмечены практические навыки, неосвоенные/недостаточно освоенные ими за период обучения в вузе. Для интернов от УО ВГМУ (27) таковыми являлись: по терапевтической стоматологии – лечение заболеваний периодонта (3); по хирургической стоматологии и ЧЛХ – проведение имплантации (4) и остеосинтеза (2); по ортопедической стоматологии – протезирование на имплантах (4); по стоматологии детского возраста – лечение осложнённого кариеса (5); по ортодонтии – работа с мультибондинг-системами (8).
При ответе на вопрос о том, знание каких дисциплин оказалось невостребованным в интернатуре, выпускники от УО ВГМУ (27) выделили социально – гуманитарные науки (4).
Самоанализ готовности к самостоятельной работе и выборе стоматологической специальности, в которой они хотели бы реализоваться, показал следующие результаты: для самостоятельной работы выпускникам необходим срок адаптации 3 месяца, а в качестве предпочтительной специальности выбор большинства пал на терапевтическую стоматологию. Таким образом, при оценке практической и теоретической подготовки выпускников выявлены проблемы, возникающие при самостоятельной работе у выпускников: недостаточность практической подготовки, неуверенность в выполнении некоторых стоматологических манипуляций, недостаточное владение современными технологиями и материалами.