Гуринова Е.С., Романова М.Г.
УО «Витебский государственный медицинский университет»,
г. Витебск, Республика Беларусь
Бурно развивающиеся информационные технологии и всё усиливающаяся вовлечённость в них современной молодёжи ставят перед высшим образованием задачи объединения традиционных методов организации учебного процесса с возможностями Интернета и информационных технологий. Вовлечение обучаемого в единое учебное информационное пространство на базе интерактивных систем, таких как Moodle способствует развитию интереса к процессу обучения и активизации самостоятельной работы студента по освоению учебных дисциплин.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучаемые оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. [1]
Выделяют следующие основные черты интерактивного обучения:
- Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования [2], при котором студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания [1], целью становится творческое самовыражение обучаемого, личная продуктивная деятельность. Меняется роль преподавателя – от источника знаний к помощнику по их овладению. Задачей преподавателя становится создание условий для инициативы студентов, побуждение их к самостоятельному поиску знаний и учебной информации.[1]
- Удобство и доступность, поскольку студент может обучаться в удобное для него время, осваивать дисциплины в собственном ритме и в удобном месте. Система предоставляет студенту круглосуточный доступ к учебным материалам с любого компьютера или мобильного устройства (смартфон, планшет), имеющего доступ в Интернет.
- Оперативность – гибкое и быстрое обновление учебных материалов в структуре курса [3] в соответствии с изменениями в учебной программе, постоянно меняющимися учебно-методическими подходами, особенно к содержанию сводных вопросов к итоговым занятиям и экзаменам, которые не всегда оперативно можно выполнить и донести до студента в печатных учебно-методических изданиях.
По мнению ряда педагогов, формат интерактивного обучения (e-learning) наиболее эффективен в совокупности с очным обучением [3] и не обязательно предполагает удалённость учителя и учеников [2].
В УО «ВГМУ» с 2013-2014 учебного года обучаются иностранные студенты по специальности «стоматология» на английском языке. На данный момент одной из особенностей методического обеспечения иностранных студентов является недостаток учебной и учебно-методической литературы на английском языке. С другой стороны содержание имеющихся учебно-методических пособий не полностью соответствует новой учебной программе, утверждённой в августе 2014 года.
На сайте дистанционного обучения ВГМУ, который основан на платформе Moodle, кафедрой органической химии УО «ВГМУ» разработан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по дисциплине биоорганическая химия для студентов 1-го курса ФПИГ, обучающихся по специальности «стоматология» на английском языке.
В ЭУМК включены следующие традиционные разделы и блоки: системные требования и карта ЭУМК, нормативные документы дисциплины, теоретический и практический разделы, блок контроля знаний, раздел справочных и вспомогательных материалов. ЭУМК содержит теоретические, практические и контролирующие материалы, необходимые студентам для изучения учебной дисциплины в соответствии с учебной программой.
Нормативные документы дисциплины включают в себя ресурсы организационного назначения:
- Цели и задачи курса;
- Учебная программа;
- Учебный план дисциплины;
- Календарно-тематические планы лекций и занятий;
- Расписания лекций и занятий;
- График консультаций для выполнения заданий управляемой самостоятельной работы;
- График еженедельных консультаций и отработок пропущенных занятий;
- Расписание проведения дифференцированного зачёта (выкладывается в конце семестра).
Теоретический раздел содержит материалы для теоретического изучения дисциплины в объёме, установленном типовым учебным планом (20 часов):
- Вопросы программы;
- Лекции – в виде отдельных текстовых файлов в формате PDF;
Практический раздел содержит материалы для проведения лабораторно-практических занятий, которые включают комплекс разъяснений и указаний, позволяющих студенту организовать процесс изучения дисциплины путём подготовки, последовательно, к каждому аудиторному занятию.
Блок контроля знаний содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования:
- Сводные вопросы к теоретической части контрольных работ №1 и №2.
- Сводные вопросы к учебно-исследовательской работе студента (УИРС) в контрольных работах №1 и №2.
- Материалы для подготовки к дифференцированному зачёту по практическому навыку.
- Сводные вопросы к теоретической части дифференцированного зачёта.
Раздел справочные и вспомогательные материалы содержит:
- Список рекомендуемой литературы, в том числе с указанием количества экземпляров в библиотеке УО «ВГМУ»;
- Раздаточные справочные материалы и таблицы.
Таким образом, к основным достоинствам данного ЭУМК мы относим возможность доступа студентов ко всей необходимой учебно-методической информации, интерактивность обучения, возможность оперативного обновления учебно-методических материалов преподавателем. Интерактивный формат обучения перспективен и позволяет усилить эффективность качества учебного процесса для иностранных студентов очной формы обучения.
Использованные источники:
- Янсуфина, З.И. Обучение в системе «Moodle» как одна из форм интерактивного обучения. http://rudocs.exdat.com/docs/index-316746.html
- Хуторской, А.В. Дистанционное обучение и его технологии / А.В. Хуторской, Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http://www.eidos.ru/jornal/2005/0910-18.htm.
- Упатов, А. Дистанционное обучение: площадка для старта / А. Упатов, Элитный персонал. №19 (456) 16 мая 2006 г.