А.М. Талыбов, В.В. Редненко
Республика Беларусь, Витебск, УО «Витебский государственный медицинский университет»
Природные, техногенные, экологические катастрофы влекут за собой огромный комплекс сложнейших проблем: социальных, медицинских, психологических. Устранение последствий катастроф приходится оказывать в условиях высокой психологической напряженности среди населения и спасателей в зоне чрезвычайной ситуации [1].
Подготовка врача по психологии чрезвычайных ситуаций должна включать два аспекта подготовки:
- собственная стрессоустойчивость, позволяющая сохранить высокий уровень работоспособности и предотвратить негативное воздействие стресса на состояние здоровья, как в короткой, так и отдаленной перспективе;
- способность психологического воздействия на пострадавших в зоне катастрофы с применением вербальных и невербальных элементов с целью стабилизации психологического состояния пациента, включения его в систему само- и взаимопомощи.
В зоне чрезвычайной ситуации состояние врачей подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость медицинского работника к стрессогенным факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы. Знание закономерностей психического реагирования пострадавших на стрессовую ситуацию, повышает психологическую готовность врача к воздействию стресса [3].
Во время оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях медицинские работники сталкиваются с ситуациями, когда ее оказание затрудняется тем, что в условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения у пострадавших проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов [2].
С целью психологической подготовки врачей к работе в зоне аварий и катастроф студентам предложен курс по выбору «Психологическая устойчивость врача в экстремальной ситуации и медицинская виктимология». В рамках этого электива моделируется психологическая ситуация катастрофы, с чем врач может столкнуться и отрабатываются практические навыки психологической адаптации к ней.
Нами отрабатываются действия врача при оказании медицинской помощи, если у пациента или группы лиц возникают реактивные психозы, сопровождающиеся нарушениями психики и поведения. Нами рассматриваются алгоритмы действий и приемы при наличии:
- бреда и галлюцинации – ложных представлений или умозаключений, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить;
- ступора – отсутствия или ограничения контакта с окружающим миром;
- двигательного возбуждения – бесцельных и бессмысленных действий;
- агрессии – раздражения, недовольство, гнева, агрессивного поведения включая словесное оскорбление, брань, насильственные действия в отношении других лица или себя.
В процессе элективных занятий мы вырабатываем психологическую готовность и алгоритм психологической помощи в экстремальной ситуации:
- обеспечение личной безопасности;
- обеспечение безопасности пострадавшего и окружающих его лиц;
- вербальные и невербальные элементы взаимодействия и воздействия на пострадавших – постановка фраз, отсутствие частицы «не», тон и тембр голоса, жесты, расстояние контакта и др.;
- организация безопасных и комфортных условий для пострадавших;
- организация «зрителей» в «помощников»;
- Знание этих методик помогут медицинскому работнику оказывающему помощь непосредственно в очаге экстремальной ситуации пострадавшим, получившим комбинированные поражения, включая психологическую травму не растеряться, чувствовать себя уверенно при действиях на догоспитальном этапе медицинской эвакуации.
Использованные источники:
- Русаев, Э.С. Психология человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / Э.С.Русаев; Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан – Уфа, 2003. - 3 стр.
- Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях/ Малкина-Пых И.Г. – Новейший справочник психолога. Москва: Эксмо, 2009. –18-20 с.
- Шойгу, Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных: учеб. пособие / Ю.С.Шойгу; М.: Смысл, 2007.с3