Кузьменко Е.В., Жаркова О.А.
Витебский государственный медицинский университет
Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии
Актуальность реализации компетентностного подхода в обучении обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество, то в настоящее время на первый план выходит личность обучающегося, способность его к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, т.е. образование становится личностно-ориентированным [1]. В полной мере реализовать личностно-ориентированный подход позволяет именно компетентностная модель высшего образования, которая включает в себя: профессиональную квалификацию, базовые личностные качества, сформированные универсальные умения, способности, модели поведения, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализоваться [2]. Таким образом, в ближайшие годы стоит задача выработать образовательные технологии и оценочные средства, которые позволят формировать у обучающихся универсальные и профессиональные компетенции, а также проводить их объективную комплексную оценку [3].
В условиях компетентностного подхода на кафедре стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии успешно применяются модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний, кейс-метод, метод проектов.
С условиями модульно-рейтинговой системы оценки знаний студенты знакомятся на первом занятии, преподаватель объясняет механизм и порядок подсчета баллов, условное разделение цикла на модули с учетом характера проведения практических занятий, освоения методик обследования пациентов, разбора клинических случаев, решения учебных тестов, ситуационных задач. С целью поощрения различных видов деятельности студентам разъясняются условия применения коэффициента значимости некоторых форм аудиторной и внеаудиторной их деятельности. Особое внимание на кафедре стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии уделяется получению бонусных баллов за выполнение творческой работы (презентации, тематические наглядные пособия, санитарно-просветительные проекты).
В преподавании дисциплин «Стоматология детского возраста и профилактика стоматологических заболеваний» и «Ортодонтия» широкое применение нашел кейс-метод. Под кейсом понимается текст, который описывает комплексную клиническую ситуацию, имевшую место в реальности. Кейсы представлены студентам в самых различных видах: печатном, видео, мультимедиа. Обсуждением проблемы, представленной в кейсе, руководит преподаватель. Использование кейс-метода способствует активизации студентов, что, в свою очередь, повышает эффективность профессионального обучения, повышает мотивацию к учебному процессу. Такая методика обучения способствует приобретению навыков анализа различных профессиональных ситуаций, отработке умений работы с информацией. Студенты приобретают навыки принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации; четкого и точного изложения собственной позиции в устной и письменной форме, защиты собственной точки зрения, критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
В рамках реализации компетентностного подхода на кафедре активно применяется метод проектов. Данный метод представляет собой социально значимую задачу, связанную с будущей профессиональной деятельностью, предполагающую достаточно длительный период решения и большой объем работы. Работа ведется студентами самостоятельно под руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией). Проект может быть индивидуальным или групповым. Наибольший интерес студенты проявляют к выполнению санитарно-просветительных проектов в рамках программы «Здоровую улыбку детям», которая проводится в детских дошкольных учреждениях и средних школах города Витебска.
На кафедре стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии также внедрены следующие инновационные оценочные средства: стандартизованные тесты, тесты действия, ситуационные тесты. Традиционные средства контроля совершенствуются в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики или иных образовательных систем, постепенно адаптируются для применения в образовательном процессе.
Литература:
- Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: сб. ст. // Материалы междунар. конф. 11-12 нояб. 2008 г. – Москва, НОУ ВПО «СФГА», 2008. – 416 с.
- Сальников, Н.Л. / Н.Л. Сальников, С.Б. Бурухин // Реформирование высшей школы: концепция новообразовательной модели // Высшее образование в России. – 2008. – №2. – C. 3–11.
- Татур, Ю.Г. Обеспечение качества в высшем образовании РФ / Ю.Г. Татур. – М.: ИЦПКПС, 2000. – 117 с.