Редненко В.В., Поплавец Е.В.
Учреждение образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г.Витебск
В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Десятки лет известно о существовании «золотого часа» – времени, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти, и когда пострадавшему можно оказать наиболее действенную помощь. Именно в течение первого часа после несчастного случая – оказание медицинской помощи наиболее эффективно и позволяет минимизировать развитие опасных осложнений. Через час, усилий для стабилизации состояния придется прилагать намного больше. Поэтому, любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты «золотого часа» пострадавшего из-за несогласованности действий окружающих [2,3,4]. Не секрет, что многие из дипломированных медицинских работников (исключение составляет персонал скорой помощи) элементарно не могут оказать первую помощь вне стен лечебных учреждений. В условиях чрезвычайной ситуации человек, особенно медицинский работник, не должен думать, а должен действовать. Особенно важна психологическая устойчивость, готовность к работе в чрезвычайных ситуациях и уверенность в своих действиях [1,4].
Сотрудниками кафедры военной подготовки и экстремальной медицины ВГМУ разработана учебная программа дисциплины по выбору «Лайфрестлинг (спасение жизни пострадавшего в чрезвычайных ситуациях)» для студентов второго курса лечебного факультета.
Лайфрестлинг (от англ. life – жизнь, wrestling – борьба), или «борьба за жизнь» – новый командный вид спорта, главной целью которого является отработка навыков оказания первой помощи и поведения в экстремальных ситуациях [1]. Появился лайфрестлинг совсем недавно, практически в начале XXI века. В отдельный вид состязаний он вырос из конкурсов профессионального мастерства и соревнований спасателей МЧС.
Цель дисциплины – подготовка будущих врачей навыкам проведения спасательных работ в очаге катастрофы и оказания первой помощи, что обеспечит улучшение качества и сокращение сроков оказания первой помощи пострадавшим, и позволит снизить смертность и улучшить прогноз при травмах, отравлениях и острых заболеваниях.
Задачи дисциплины:
- обучение распознаванию наиболее распространенных заболеваний, ранений, поражений;
- освоение практических навыков оказания первой помощи пострадавшим;
- подготовка к самостоятельным действиям при проведении спасательных работ и оказанию медицинской помощи пострадавшим при осуществлении повседневной профессиональной деятельности, а так же в чрезвычайных ситуациях любого характера.
В процессе обучения главное внимание уделяется практической подготовленности обучаемых на основе совершенствования методик обучения, применения табельного медицинского оснащения и имитационных средств, широкого использования тренажеров, фантомов.
Приемы оказания первой помощи, техника выполнения медицинских процедур отрабатываются в специально оборудованных классах, оснащенных манекенами, фантомами, муляжами и другим учебным имуществом.
Подготовка обучаемых к оказанию первой помощи при критических состояниях состоит из нескольких этапов:
Теоретическая подготовка осуществляется в виде самостоятельной работы с использованием дистанционных форм обучения (лекции, тестовые и ситуационные задания, виртуальные тренажеры).
Практические занятия проходят в центре практической подготовки и симуляционного обучения ВГМУ. В ходе занятия преподаватель демонстрирует приемы и методы, применяемые при оказании первой помощи. Обучаемые отрабатывают необходимые практические навыки, которые в ходе дальнейших тренировок доводятся до автоматизма. При проведении занятий уделяется достаточно внимания изучению симптомов неотложных состояний, порядку оказания помощи и использования соответствующего медицинского оснащения. Далее эти же практические навыки применяются при различных чрезвычайных ситуациях на месте происшествия. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, оснащенных медицинскими фантомами-тренажерами, изделиями медицинского назначения, носимыми комплектами медицинского имущества необходимыми для отработки практических навыков.
Подготовка обучаемых заканчивается командными соревнованиями и сдачей зачета по практическим навыкам.
Изучение дисциплины «Лайфрестлинг (спасение жизни пострадавшего в чрезвычайных ситуациях)» позволяет подготовить студентов к успешному изучению медицины экстремальных ситуаций.
Список литературы:
- Бубнов, В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания первой помощи очевидцами несчастного случая / В.Г. Бубнов. – Москва: ООО «ГАЛО БУБНОВ», 2012. – 62 с.
- Горячев, С.Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф / С.Ф.Горячев. – Ростов н/Д.: Фенкикс, 2006. – 576 с.
- Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций: уч. пособ. /Л.И.Колб, СИ.Леонович, И.И.Леонович. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 447 с.
- Кошелев, А.А. Медицина катастроф. Теория и практика: учеб. пособие. - СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2005. - 320 с.