Церковский А.Л, Гапова О.И., Касьян О.А., Возмитель И.И., Петрович С.А.
Витебский государственный медицинский университет, Витебск
Современные образовательные программы высшей школы предъявляют повышенные требования к студентам и преподавателям и стимулируют процесс совершенствования технологической составляющей образовательной деятельности.
Это вызвано тем, что в систему ожиданий государства и работодателей, как основных заказчиков образовательных услуг, входит образ выпускника УВО, способного быстро и без потерь фиксировать большие объёмы информации, успешно решать сложные профессиональные проблемы путем продуктивного использования своего творческого потенциала [2].
В связи с этим, высшая (в том числе и медицинская) школа должна активно искать и использовать в обучении технологии, развивающие воображение, творческое мышление, совершенствующие мнемонику всех участников образовательного процесса.
С нашей точки зрения, с этой целью можно использовать технологию когнитивных карт (майнд-карт). Когнитивные карты являются своеобразным инструментом, позволяющим эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, а также развивать и совершенствовать память.
Данную технологию мы использовали в лекционных презентациях по дисциплине «Медицинская психология» для студентов 3 курса лечебного факультета.
Так, в презентации лекции «Многофакторная природа механизмов невротического реагирования» вопросы представлены в виде когнитивной карты, сделанной с помощью программы Mind Manager 2012. Каждый вопрос сопровождается образом (символическая фотография, рисунок), отражающим не столько текст и контекст, сколько подтекст. При этом соблюдается соподчинение и последовательность самой темы и вопросов путем использования размеров шрифта, стрелок между «топиками» (прямоугольными пространствами названий), а также используются различные «мажорные» цвета [1].
Вопрос «Психическая травма и неврозогенез» сопровождается изображением надрезанной верёвки, держащейся на единственной нити, что подчеркивает значимость психической травмы в процессе формирования невротического расстройства.
Для раскрытия сущности вопроса «Характерологический преморбид и неврозогенез» используется изображение лица в треснувшем зеркале, символизирующее сложный и искажающий характер восприятия мира в процессе неврозогенеза.
Содержание вопроса «Особенности личности пациента и неврозогенез», с нашей точки зрения, может глубоко раскрыть рисунок с изображением профиля головы человека в виде сложного лабиринта, олицетворяющего внутренний мир личности пациента с данной пограничной психопатологией.
В самой презентации лекции на каждом слайде в правом верхнем углу вместо названия вопроса помещается визуальный образ вопроса. Это не только экономит пространство слайда, но и дает возможность на первом слайде следующего вопроса поддерживать дополнительную обратную связь с аудиторией путем обращения к ней: «Что означает этот образ и какому вопросу лекции он соответствует?». Этими действиями мы не только решаем прикладные когнитивные задачи, но и через переключение внимания поддерживаем определенный уровень психической активности студентов.
Для придания практической направленности использования технологии когнитивных карт нами в последней лекции курса «Основы суицидологии» представлены варианты четырех мнемонических систем. Это сделано с целью использования психологического «эффекта края» (лучше фиксируется и сохраняется информация первой и последней лекции курса). При этом мы просим сфотографировать эти системы как варианты, на основе которых сам студент может создать свои системы с учетом собственных предпочтений и интересов.
Каждая мнемоническая система предшествует очередному вопросу лекции. Так, перед вопросами «Введение в суицидологию», «Этиология суицидов», «Типы суицидального поведения» и «Типология суицидентов» помещены следующие мнемонические системы: «Система формы цифр», «Система рифмования цифр», «Система римской комнаты» и «Система «Алфавит» [1].
Таким образом, использование технологии когнитивных карт в презентации лекционного материала позволяет не только поддерживать хорошую работоспособность и мотивацию студентов, но и способствует развитию воображения, образной памяти и абстрактно-логического мышления.
Использованные источники:
1. Бьюзен, Т. Суперпамять / Т. Бьюзен: пер. с англ. – 6–е изд. – Минск: «Попурри», 2008. – 2087 с.
2. Церковский, А.Л. Креативный компонент инновационной деятельности педагога / А.Л. Церковский // Инновационные подходы к организации педагогического процесса в медицинском вузе / Сборник материалов республиканского научно–практического семинара. – Витебск: ВГМУ, 2008. – С. 209–212.