Кабанова С.А., Стельмаченок С.С., Кабанова А.А., Чернина Т.Н., Минина А.Н., Таранко А.П., Дорошенко Н.В., Торосян Т.А.
УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск
Введение. Стоматология является одной из сфер здравоохранения, наиболее динамично развивающихся в последние годы. Появление большого количества новых стоматологических технологий и материалов обусловливает потребность в коррекции учебных программ. Другим важным фактором является растущая конкуренция среди стоматологов. Медицина сегодня предъявляет все новые требования к личности врача, его профессиональной деятельности. Главным из них является компетентность. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных специалистов является стратегическим направлением деятельности высшего образования. Качество оказания медицинской помощи во многом зависит от состояния профессионального уровня специалистов как главного ресурса здравоохранения. В обыденной жизни понятие «компетентный специалист» обычно связывают с определением, приведенным в словаре Ожегова: «Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области». В широком понимании профессиональная компетентность будущего специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или другой сфере [1, 2, 3]. Подготовка студентов – будущих врачей-стоматологов требует формирования компетентности на основе новых педагогических подходов, позволяющих использовать информационные технологии для повышения индивидуализации и интерактивности обучения. Анкетирование – один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации в исследованиях с помощью анкет.
Цель – изучить представление будущих врачей стоматологов – студентов 4, 5 курса УО «ВГМУ» о понятии «компетентность».
Материалы и методы. Для решения поставленной задачи произведено анкетирование студентов стоматологического факультета «Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета». Всего в анонимном анкетировании участвовало 44 студента 4 курса и 49 студентов 5 курса.
Результаты исследования. Студенты 4 курса стоматологического факультета на первый вопрос анкеты "понимаете ли вы суть понятия "компетентность" ответили следующим образом: «да» – 79% студентов, в общих чертах понимает суть понятия "компетентность" 21% студентов, «нет» не ответил никто. На следующий вопрос анкеты "компетентность" – это..." студенты ответили следующим образом: знания – 32% студентов; владение практическими навыками – 26% студентов; применение знаний и обязательность – по 11%; знание своей специальности – 7%; инициативность, хорошие взаимоотношения, исполнительность, ответственность и уважение – по 3% студентов.
Понимают суть понятия «профессиональная компетентность» 57% студентов 4 курса, не могут определить точно 30%, 13% воздержались от ответа. Далее необходимо было сформулировать определение «понятию компетентность», каким его понимают студенты. Ответы распределились следующим образом: знания – 32%, опыт и владение практическими навыками – 14%, инициативность, применение знаний на практике, исполнительность, ответственность, коммуникабельность, уважение ответило по 3% студентов, хорошие взаимоотношения – 9%, обязательность – 5%, знание своей специальности – 7%, воздержались от ответа 5% студентов.
Студенты 5 курса стоматологического факультета на вопросы анкеты отвечали следующим образом. На первый вопрос анкеты "понимаете ли вы суть понятия "компетентность": «да» –78% студентов, в общих чертах понимает суть понятия "компетентность" 22% студентов, «нет» не ответил никто.
На следующий вопрос анкеты "компетентность" это...": знания – 35% студентов, владение практическими навыками – 12% студентов, применение знаний – 12%, обязательность – 4%, инициативность – 6%, исполнительность и ответственность по 8%, хорошие взаимоотношения с персоналом и пациентами – 2%, опыт – 12%.
Понимают суть понятия «профессиональная компетентность 69% студентов, не могут определить точно 31%. Далее необходимо было сформулировать определение «понятию компетентность», каким его понимают студенты. Ответы распределились следующим образом: знания – 47%, опыт – 12%, инициативность, обязательность, исполнительность по 8 %, применение знаний на практике – 6%, владение практическими навыками и уважение по 4%, хорошие взаимоотношения – 2%.
Выводы. Таким образом, понятие «компетентность» активно внедряется в образовательный процесс на стоматологическом факультете Витебского государственного медицинского университета. Большинство опрошенных студентов правильно интерпретируют данный термин, включая в него не только знания, но и практические навыки, личностные качества.
Использованные источники:
1. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – № 8. – 2004 – С. 26–31.
2. Гончарова, Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова // Гуманитарные науки. – 2007. – № 5. – С. 53–56.
3. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: сб. ст. // Материалы междунар. конф. 11-12 нояб. 2008 г. – Москва, НОУ ВПО «СФГА», 2008. – 416 с.