Кабанова С. А., Таранко А. П., Кабанова А. А., Стельмаченок С. С., Буян Я. Н., Борисёнок В. А.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
Введение. В настоящее время осуществляется модернизация системы образования на основе компетентностного подхода. Разрабатываются новые образовательные стандарты, в которых требования к уровню подготовленности выпускника учреждения образования прописаны в категориях компетентности. Другими словами, критерием качества подготовки студентов к профессиональной деятельности становится их профессиональная компетентность [1]. В научной литературе компетентность рассматривается как результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели. Подготовка студентов – будущих врачей-стоматологов требует формирования компетентности на основе новых педагогических подходов, позволяющих использовать информационные технологии для повышения индивидуализации и интерактивности обучения [2]. Анкетирование – один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Подобные социологические исследования позволяют выявить причины неудовлетворенности студентов и оперативно их устранять, что позитивно сказывается на учебной деятельности и работоспособности учащихся [3].
Цель – изучить показатели самооценки образовательной компетентности будущих врачей стоматологов – студентов 5 курса УО «ВГМУ».
Материалы и методы. Для решения поставленной задачи произведено анкетирование студентов стоматологического факультета «Витебского государственного ордена Дружбы народов медицинского университета». Использовались результаты анкетирования студентов по вопросам информационно-познавательного блока анкеты, разработанной Я.А. Кульбашной [4], где студентам предложено провести самооценку качества знаний по различным дисциплинам. Всего в анонимном анкетировании участвовало 53 студента 5 курса.
Результаты исследования. Результаты анкетирования студентов 5 курса показали, что по социологии и политологии 17% студентов сочли свои знания низкими, 73,6% - достаточными, 9,4% опрошенных выбрали графу «высокий уровень знаний». По дисциплине «Основы права» 22,6% студентов имеют низкий уровень знаний, 68% достаточно владеют знаниями изученной дисциплины и 9,4% – оценили свои знания как высокие. «Основы экономики»: 18,7% - уровень знаний низкий, 71,9% - достаточный и 9,4% студентов считают свои знания высокими. В современном мире возможность карьерного роста, повышения квалификации, общения со специалистами зарубежных стран, знакомство с последними достижениями специальности напрямую зависит от лингвистической компетентности выпускника. Необходимо при этом акцентировать внимание не только на знаниях иностранных языков, то также на овладение профессиональной лексикой на белорусском языке. Студенты 5 курса стоматологического факультета оценили собственные знания по белорусскому языку следующим образом: низкую оценку знаниям поставило 3,8% студентов, графу «достаточные» выбрало 60,4% анкетируемых, графу «высокий уровень знаний» отметили 35,8% из всех опрошенных. Самооценка знаний иностранного языка студентами 5 курса представлена следующим образом: 21% - уровень знаний низкий, 58,5% – достаточный, 20,5% опрошенных отметили уровень знаний иностранного языка как высокий. Свои знания иностранного языка как начальные оценили 51% опрошенных студентов 5 курса, достаточные бытовые - 37,7%, достаточные профессиональные - 3,8% опрошенных, свободно владеют иностранным языком 7,5% студентов. При этом 24,2% студентов используют для подготовки профессиональные источники, в том числе, и на иностранном (английском) языке. Результаты самооценки знаний студентов 5 курса по медицинской и биологической физике показали, что низко оценили свою образовательную компетентность по данной дисциплине 15,1% анкетируемых, достаточными посчитали 60,4% студентов, а 24,5% учащихся высоко оценили свои знания. По дисциплине медицинская биология и общая генетика всего 7,5% студентов оценили свои знания, как низкие, 77,4% обучающихся сочли их достаточными, а 15,1% из опрошенных высоко оценили уровень своих знаний. У 11,3% студентов оказались низкие знания в области общей и биоорганической химии, 75,5% учащихся считают их достаточными и 13,2% – высокими. По биологической химии 11,3% отметили, что их знания по этой дисциплине низкие, 71,7% посчитали их достаточными, 17% студентов отметили свои знания биохимии как высокие. По предмету анатомия человека 5,7% студентов имеют низкий уровень знаний, 71,7% – достаточный и 22,6% учащихся считают его высоким. По патологической физиологии 7,5% студентов имеют низкий уровень знаний, 83,1% - достаточный, а 9,4% студентов 5 курса считают свои знания высокими. По предмету фармакология 7,5% опрашиваемых ответили, что их знания в данной области низкие, 81,2% считают их достаточными, а 11,3% студентов высоко оценили свои знания.
Студенты 5 курса оценили качество знаний по хирургическим болезням следующим образом: 11,3% студентов отметили низкий уровень знаний, 79,3% опрашиваемых считают их достаточными, 9,4% студентов-стоматологов выбрали графу «высокие знания». По внутренним болезням низкую оценку своим знаниям поставили 13,2% анкетируемых, 77,4% считают знания достаточными, а 9,4% студентов – высокими. По офтальмологии у 30,2% опрошенных студентов уровень знаний низкий, у 66% - достаточный, у 3,8% - высокий. По оториноларингологии 32,1% учащихся отметили графу низкие знания по дисциплине, 62,2% - достаточные, а 5,7% студентов сочли их высокими. 32,1% опрошенных студентов имеют низкий уровень знаний по предмету неврология и нейрохирургия, 58,5% считают полученные знания достаточными, 9,4% – высокими.
Заключение. Таким образом, в формировании будущего врача-стоматолога, как компетентного специалиста, огромную роль играет организация обучения, использование инновационных технологий в педагогическом процессе высшего учебного заведения. Анкетирование студентов-стоматологов в процессе обучения дает возможность выявить субъективное отношение будущих врачей к организации учебного процесса в ВУЗе, скорректировать недостатки и помочь студенту овладеть необходимой компетентностью.
Литература:
1. Сальников, Н.Л. / Н.Л. Сальников, С.Б. Бурухин // Реформирование высшей школы: концепция новообразовательной модели // Высшее образование в России. – 2008. – №2. – C. 3–11.
2. Epstein R.M. Defining and assessing professional competence / R.M. Epstein, E.M. Hundert // JAMA. – 2001. – V. 287, № 2. – P. 226-235.
2. Андронов, В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления врача / В.П. Андронов // Вопросы психологии. – 1991. – № 4. – С. 88-96.
3. Кульбашна, Я.А. Авторське право на науковий твір «Анкета дослідження показників формування професійної компетентності майбутніх стоматологів».- Державна служба інтелектуальної власності України. - 2013. - №50865.