С.С. Лазуко(зав.каф., доцент), Д.О. Щербик (ассистент), С.В. Сладкевич (ассистент), Захаров И.А. (студент 3 курса лечебного факультета)
Кафедра нормальной физиологии УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Попытки определить темп старения человека предпринимались еще с начала прошлого века. Поскольку старение организма определяется как естественный процесс зависимых от возраста изменений, наступающих в норме после периода полового созревания, проявляющихся в изменении количественных признаков, снижающих адаптационные возможности организма и увеличивающих вероятность смерти, то именно эти три основных характеристики старения и были положены в основу методов измерения его темпа. Скорость старения организма может быть измерена по таким показателям: 1) изменениям количественных признаков, именуемых биомаркерами возрастных изменений, на основе которых определяются понятия функционального и биологического возраста (ФВ и БВ, соответственно); 2) изменениям адаптационных возможностей организма, измеряемых в тех или иных нагрузочных пробах и позволяющих строить шкалы здоровья различных возрастных групп; 3) изменениям вероятности смерти в определенный временной период (обычно 10-15-летний) – индекс риска смертности, рассчитанный на основе физиологических параметров организма, хронологического возраста (ХВ), образа жизни (курение, вредные привычки, действие неблагоприятных факторов среды и т. д.). Актуальность определения темпов старения обусловлена тем, что темп старения может иметь реальную прогностическую ценность для оценки здоровья как отдельного человека, так и групп, подверженных тем или иным рискам (наследственным, экологическим, социальным, производственным и др.). Кроме того, количественные характеристики темпа старения могут служить объективной мерой эффективности таких воздействий на человека, как изменение образа жизни, использование диет, различных биодобавок или физиотерапевтических воздействий.

Учёные веками пытаются понять, от чего зависит продолжительность жизни человека, и как можно её увеличить. Генетики исследуют ДНК долгожителей, медики изучают способы борьбы с возрастными заболеваниями, а недавно учёные даже выявили необычное влияние Солнца на продолжительность жизни человека. Тем не менее, единственным неоспоримым фактом в биогеронтологии является зависимость процессов старения организма от состояния теломер — концевых участков хромосом. Чем последние крупнее, тем дольше и лучше будет жить человек.

Было показано, что здоровый образ жизни позволяет удлинить теломеры и, следовательно, продлить жизнь пациента. Ученые Стэнфордского университета смогли продемонстрировать возможность медицинского вмешательства с целью увеличения концевых участков хромосом [3, 4, 5,6].

В ходе эксперимента было установлено, что основная группа культивируемых человеческих клеток дольше вела себя как молодая, размножаясь внутри чашки Петри, тогда как контрольная группа, на которой не испытывали новую методику, быстро начала стареть и увядать.

Исходя из актуальности темы, и на основании анализа источников литературных данных, нами была предпринята попытка определить биологический возраст и физиологические темпы возрастных изменений у людей, ведущих асоциальный образ жизни.

Материалы и методы исследования. Для определения биологического возраста и физиологических темпов возрастных изменений нами был использован метод определения биологического возраста по показателям общего и биохимического анализов крови, разработанный Л.М. Белозеровой [1].

Метод разработан в Пермской медицинской академии, и его можно применять в клинической практике без дополнительных измерений испытуемых. Такой метод является нетрудоемким, занимает мало времени и благодаря достоверному коэффициенту множественной корреляции с хронологическим возрастом позволяет максимально точно определить возрастные изменения человека.

Были проанализированы 60 амбулаторных карт на основании чего для исследования были сформированы две группы: условно здоровые люди (контрольная группа) и ведущие асоциальный образ жизни (опытная группа). В контрольную группу вошли пациенты, в амбулаторных картах которых в анамнезе не было таких заболеваний, как инфаркт миокарда, инсульт и другие состояния декомпенсации физиологических систем. В опытную группу вошли люди, ведущие асоциальный образ жизни (пациенты с алкогольной интоксикацией, передозировкой лекарственными и наркотическими веществами).

Нами использована следующая возрастная классификация для обеих групп: зрелого возраста первого периода (20-35 лет), зрелого возраста второго периода (36-50 лет). Всего обследовано шестьдесят человек мужского пола (по 15 человек в каждой возрастной группе).

Результаты исследования: Для сравнения темпов возрастных изменений в исследуемых группах, были рассчитаны средние величины БВ (биологического возраста) и ДБВ (должного биологического возраста) для всех возрастных групп, проанализированы общий и биохимический анализы крови, проводимые в классическом варианте.

Для определения биологического возраста использовались показатели общего анализа крови: моноциты (М), скорость оседания эритроцитов (СОЭ), а также биохимического анализа крови: общий белок (ОБ), мочевина (М1), креатинин (К).

Полученные данные использовались для расчета БВ и ДБВ по соответствующим формулам, предложенным Л.М. Белозеровой [2]:

БВ = 91,1512-1,17*М+0,5683*СОЭ-0,4346*ОБ+2,2088*М1-0,6613*К
R = 0,53; P<0,001
Формула должного биологического возраста:
ДБВ=53,2891+0,2793*ХВ (хронологический возраст)

В приведенной формуле значения вычисленных коэффициентов определяются абсолютной величиной, их корреляцией с хронологическим возрастом и взаимной корреляцией (долей их независимого информационного вклада).

Уравнение имеет достоверный коэффициент множественной корреляции с хронологическим возрастом, что свидетельствует о возможности использования информации, включенной в данную модель биологического возраста, для оценки скорости развития возрастных изменений в периоды зрелости и старения.

Анализ данных показал физиологический темп возрастных изменений – биологический возраст в контрольной группе пациентов не имел достоверных различий с должным биологическим возрастом. В контрольной группе возрастной категории 20-35 лет и 36-50 лет показатель БВ превышал показатель ДБВ на 0,3 условных года. Такие изменения соответствовали среднему темпу физиологических изменений (физиологическое старение).

В возрастной категории 20-35 лет в группе лиц, ведущих асоциальный образ жизни, биологический возраст имел достоверные различия с должным биологическим возрастом. Так показатель БВ превышал показатель ДБВ на 8,5 условных лет. В возрастной категории 36-50 лет биологический возраст в группе пациентов, ведущих асоциальный образ жизни не имел достоверных различий с должным биологическим возрастом. Показатель БВ превышает показатель ДБВ на 3,4 условных года.

Таким образом, при расчетах индивидуального биологического возраста проявилась следующая закономерность: у 20–35-летних опытной группы наблюдается преждевременное старение; у 36-50-летних испытуемой группы показатель близок к преждевременному старению; у 20-35-летних, а также у 36-50-летних контрольной группы наблюдается физиологическое старение.

Вывод: Определение индивидуального биологического возраста по анализам крови показало наличие людей с ускоренным темпом физиологических изменений (преждевременным старением) в группе лиц зрелого возраста первого и второго периодов, ведущих асоциальный образ жизни, а также со средним темпом физиологических изменений (физиологическое старение) в контрольной группе зрелого возраста первого и второго периодов.

Рекомендации:

Врачи-гериатры института клеточных технологий утверждают, что хронологический возраст может в значительной степени отличаться от биологического. При этом, если биологический меньше того, что указан в паспорте, – беспокоиться не о чем: жизнь идет своим закономерным чередом. А вот если больше соответственно – процесс ускоренного старения. Обращать внимание на свой биологический возраст стоит уже лет с 35, чтобы вовремя обнаружить «тревожные звоночки» и принять срочные меры к сохранению молодости и бодрости. Что же позволяет обмануть свой паспортный возраст и продлить свой жизненный путь?

Наследственность

Принадлежность к роду долгожителей – фактор, существенно влияющий на продолжительность жизни. Кстати, по градации Всемирной организации здравоохранения долгожители – люди старше 90 лет [4].

Желание жить

Усталость от жизни, потеря ее смысла в преклонном возрасте играют свою злую роль. Психологически готовясь к уходу, человек в значительной степени его приближает. И, напротив, «жадные» до жизни, энергичные люди не пасуют перед неминуемыми трудностями пожилого возраста, не впадают в уныние и тем самым добавляют себе годы полноценной яркой жизни.

Экология

Чистая комфортная окружающая среда – залог долгожительства. Даже обитая в загрязненном регионе, мы можем принять профилактические меры. Загородные прогулки, здоровый образ жизни, физическая активность – все это в некоторой степени смягчает влияние вредных факторов окружающей среды.

Отказ от курения

Распущенность по отношению к собственному здоровью отнимает даже не годы – десятилетия жизни. Курение, злоупотребление алкоголем – факторы риска развития множества заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. А эти патологии, как известно, уверенно лидируют среди всех причин смертности.

Движение

Движение – жизнь! Особенно благотворно влияют на наш организм занятия, затрагивающие большие мышечные группы: скандинавская ходьба, плавание, езда на велосипеде, лыжи и т.д. Занимаясь спортом даже на любительском уровне, необходимо контролировать интенсивность нагрузки – она не должна быть чрезмерной и приводить к изнеможению.

Правильное питание

Это главный принцип, которому мы должны следовать. Организм должен получать с пищей полный комплекс полезных веществ, а этого можно достичь только при условии разнообразного меню. А вот высокая калорийность рациона – прямой путь к ускоренному старению.

Витаминный «прикорм»

Обеспеченность витаминами и микроэлементами – фактор замедления процесса старения. Насытить ими организм только за счет коррекции питания вряд ли получится, поэтому рекомендуется «прикорм». Особенно зимой и весной. Большинство медиков склоняются к тому, что подбор витаминно-минеральных комплексов – дело лечащего врача.

Спокойствие!

Исключение травмирующего психоэмоционального фактора также продлевает нашу жизнь. Помните - все болезни от нервов. Понятно, что современный человек часто испытывает стрессы, но важно научиться справляться с ними «мирным путем». Скажем, с помощью прогулок на природе, дыхательной гимнастики. И больше положительных эмоций! Радовать себя – жизненно необходимо.

Режим

Своих детей мы в отношении режима контролируем, себя – нет. Между тем врачи настоятельно рекомендуют и взрослым людям следовать правильному режиму труда и отдыха. В частности, продолжительность сна должна быть не менее 7 часов (желательно с 23.00 до 06.00). А вот дневного сна стоит избегать. Ужин должен быть не позже 3-4 часов до сна. Желательны вечерние прогулки на свежем воздухе.

Контроль за здоровьем

Важный залог долголетия – отсутствие возрастных патологий. Не слушайте сетований медиков на то, что поликлиники заполонили пенсионеры: сделайте визиты к врачу регулярным и обязательным мероприятием. Хотя бы раз в полгода. Вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и принять меры, которые воспрепятствуют их развитию, поможет только регулярное прохождение диспансеризации. В тех странах, где она стала нормой жизни любого человека, средняя продолжительность жизни гораздо выше.

Иммунитет

Наша иммунная система – своего рода щит от вирусов, бактерий и других врагов организма. Высокий уровень иммунологической защиты – залог долголетия, так что иммунную систему надо холить и лелеять. Способы ее укрепления хорошо известны: достаточное количество сна, рациональное питание, двигательная активность, закаливание.

Литература

  1. Белозерова, Л.М. Определение биологического возраста по анализу крови / Л.М. Белозерова. - Клиническая геронтология, 2006. - Т. 12, №3. - С. 50 – 52.
  2. Белозерова Л.М. Способ определения биологического возраста человека / Л.М. Белозерова. - Патент № 2102924, 12 января 1998. - 12с.
  3. Биологические механизмы старения. Харьков. – 2009. – Т. 18, №1.
  4. Проблемы старения и долголетия / А.А. Москалев // Санкт-Петербург «Наука». – 2008. – с. 357
  5. Munoz-Espin D. Cellular senescence: from physiology to pathology / Munoz-Espin D., Serrano M. // Molecular cell biology july 2014. – Vol. 15. – Р.482-496.
  6. Prinzinger R. Programmed ageing: the theory of maximal metabolic scope / R.Prinzinger // European molecular biology organization. – 2005. - Vol. 6. – Р. S14-S19

 

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники