Организация учебного процесса
Внедрение системы менеджмента качества представляет собой трансформацию деятельности кафедры в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы менеджмента качества (СМК). С этой целью на рабочих местах были определены обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках СМК, проверено выполнение персоналом документированных процедур. Требования и рекомендации стандартов серии ISO 9001:2015 предусматривают регулярное проведение внутренних аудитов, как отдельных рабочих процессов, так и системы качества в целом. Осуществляется мониторинг СМК; обсуждение основных вопросов по внедрению и совершенствованию СМК на совещаниях кафедры.
Преподаваемые дисциплины
Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом ФПК и ПК является выпускающей кафедрой и осуществляет преподавание для студентов всех специальностей на уровне высшего образования I ступени, а также у клинических ординаторов, магистрантов, аспирантов и на курсах ФПК и ПК у организаторов здравоохранения.
На кафедре преподаются следующие дисциплины: «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ» (IV–V курс лечебного факультета и ФПИГ, форма текущей аттестации − экзамен / VI курс лечебного факультета и ФПИГ, форма текущей аттестации − зачёт; форма итоговой аттестации (для отечественных студентов) − Государственный экзамен // IV курс стоматологического факультета, форма текущей аттестации − экзамен), «ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ» (I курс лечебного факультета и ФПИГ (весенний семестр), I курс педиатрического факультета (весенний семестр), форма текущей аттестации − зачёт), «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» (I курс фармацевтического факультета (осенний семестр), форма текущей аттестации − зачёт), «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И КОММУНИКАЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (I курс ФПИГ (англоязычные студенты), группы дополнительного набора, форма текущей аттестации − зачёт), «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В МЕДИЦИНЕ» (VI курс лечебного факультета, форма текущей аттестации − зачёт).
Также ведётся преподавание двух дисциплин по выбору: «Школа менеджмента» и «Образ жизни, здоровье, успех».
Для обеспечения преподавания названных дисциплин кафедрой издано более 30 учебных и учебно-методических пособий.
Основа образовательной деятельности кафедры построена на внедрении методологических приёмов и современных педагогических методик, повышающих эффективность качества учебного процесса. Они включают в себя: создание системы дистанционного обучения Moodle, включающей 17 блоков документов для пяти факультетов; этапный контроль исходного уровня знаний, текущий, рубежный, итоговый контроль с рейтинговой оценкой знаний; на основе созданных типовой и учебных программ прививает методику работы с первоисточниками, навыки выполнения реферативных учебно-исследовательских работ, изучения учебной, научной, справочной литературы, историко-фармацевтической информации сети Internet; контроль посещаемости студентами лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий; выполнение индивидуальных заданий под руководством преподавателя, проведения итоговых занятий, коллоквиумов, тестовый контроль, написание контрольных заданий, домашних заданий, рефератов и др.; подготовка и контроль выполнения курсовых заданий; проведение текущих и экзаменационных консультаций студентов; итоговый контроль, осуществляемый в виде курсового и государственного экзаменов. В процессе экзамена осуществляется проверка качества усвоения теоретического материала, практических навыков и умений, а также навыков решения ситуационных задач, которые входят в каждый экзаменационный билет.
Во время прохождения врачебной производственной практики по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение» каждый студент 5-го курса выполняет индивидуальные задания, проводит учебно-исследовательскую работу, осваивает методики привития навыков и апробирует средства медико-гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни среди населения.
Систематически совершенствуются учебно-методические комплексы по дисциплинам кафедры и дисциплинам по выбору; ведётся переработка учебно-методических материалов, календарно-тематических планов, методических указаний для студентов и преподавателей по специальностям 1-79-01 01 «Лечебное дело»; 1-79-01 02 «Педиатрия»; 1-79-01 08 «Фармация»; 1-79-01 07 «Стоматология».
Создана методология управляемой самостоятельной работы. Внедрена система рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава и его профессиональной компетентности.
В целях оптимизации учебного процесса и контроля качества обучения разработаны: типовые и учебные программы, сквозные планы преподавания вопросов здравоохранения; программные вопросы итогового и рубежного контроля знаний; контрольные вопросы для тестового контроля, перечень заданий УИРС, ситуационные задачи, методики привития студентам умений и навыков, стандарты качества обучения, модель расчета рейтинговой оценки знаний, мониторинг успеваемости студентов. Инновационная деятельность кафедры направлена на повышение уровня качества учебно-методического материала, издание современных пособий, что гарантирует подготовку высококвалифицированных кадров – врачей-специалистов, организаторов здравоохранения, провизоров, научных сотрудников.
Разработаны кафедрой: Типовая учебная программа по дисциплине «История фармации», учебно-методические комплексы (УМК) и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам; сквозные планы преподавания вопросов здравоохранения; программные вопросы итогового и рубежного контроля знаний; контрольные вопросы для тестового контроля, перечень заданий УИРС, ситуационные задачи, методики развития компетенций студентов, стандарты качества обучения, мониторинг успеваемости студентов и многое другое.
Применяется широкий арсенал традиционных и инновационных форм и методов обучения: проблемных лекций, лекций с разбором ситуаций, творческих заданий, олимпиад, деловых имитационных игр, портфолио и др. используется учебная литература нового типа, в том числе специализированные профессиональные электронные ресурсы.
Все сотрудники кафедры повышают свой профессиональный уровень на ФПК и ПК различного уровня: «Организационные и методические подходы к обучению иностранных студентов на английском языке в учреждении высшего медицинского образования»; «Английский язык в рамках проекта ТЕМПУС-4 в области образовательного менеджмента»; «Современные информационные технологии в медицинском образовании»; «Деятельность преподавателя учреждения высшего медицинского образования по организации идеологической и воспитательной работы в академической группе в современных условиях»; «Организационные и методические аспекты внедрения системы Moodle в учебный процесс медицинского ВУЗа»; участие в съездах, конференциях и семинарах, публикация учебно-методических работ, работы в Internet и многое другое.