1. Название темы НИР: «Аксиологические основания культуры и образования: теоретические и научно-методические проблемы современного социально-гуманитарного знания».
Выполняется в рамках темы НИР университета «Исследование эффективности использования современных инновационных педагогических технологий в практико−ориентированном обучении студентов медицинского университета», номер госрегистрации: 20220562 от 18.04.2022.
2. Источник финансирования темы: бюджет университета.
3. Сроки выполнения темы: 2021-2025 гг.
4. ФИО и звание научного руководителя: С.П.Кулик - кандидат философских наук, доцент.
5. Список исполнителей:
И.А. Мартинкевич – кандидат исторических наук, доцент;
Н.Е. Мусина – кандидат исторических наук, доцент;
Н.У. Тиханович – канд. философских наук, доцент;
П.В. Шевкун – кандидат исторических наук, доцент;
Н.Г. Болтрушевич – кандидат исторических наук, доцент;
Н.Н. Семёнова – б/с, ст.преподаватель;
Е.П. Специус – б/с, ст.преподаватель;
В.П. Грунтов, – б/с, преподаватель-стажер;
Д.Н. Лиц – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;
А.М. Мясоедов – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;
О. А. Федчук – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;
Я.О. Перевалов – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст..
6. Цель, задачи и научная новизна исследования.
В современных условиях кризиса ценностей мировой культуры, с одной стороны, и возрастания значимости образования как стратегического ресурса общества, с другой стороны, тема НИР кафедры существенно актуализируется в научной литературе как комплексная проблема современного социально-гуманитарного знания. Научно-теоретические аспекты темы связаны с исследованием ценностей современной культуры и образования как атрибута человеческого бытия в культуре и актуализируют разработку концептуальных основ идеологии белорусского государства и научно-методологических проблем образовательного процесса в высшей школе. Научно-методические аспекты темы связаны с инновационной педагогической деятельностью в высшей медицинской школе по профилизации преподавания социально-гуманитарных дисциплин.
Цель: комплексный анализ ценностных оснований культуры и образования с позиций социально-гуманитарного знания.
Новизна исследования заключается в том, что в рамках данной темы дается научно-методологическое обоснование социокультурных проблем образования в целом и медицинского образования в частности с позиций философских и исторических, социологических и педагогических, экономических и политологических подходов к анализу аксиологических оснований современной культуры.
Задачи исследования:
- исследование проблемы взаимодетерминации аксиологических оснований современной культуры и образования с позиций социально-гуманитарного знания;
- экспликация социокультурного статуса медицины и медицинского образования;
- разработка прикладного научно-методического аспекта проблемы профилизации социально-гуманитарного образования студентов высшей медицинской школы;
- подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.
Объект исследования – культура и образование.
7. Результаты и план годовых этапов НИР:
2021 год - осуществлялось планирование и организация научных исследований по теме, изучение научной литературы, разработка методологии исследования; разработана тематика УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности для студентов лечебного и стоматологического факультетов; подготовлены материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.
2022 - работа со специальной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по основным проблемам темы, выступления на научных конференциях, разработка тематики УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности для студентов педиатрического факультета;
2023 - работа с новой научной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по теме исследования, выступления на научных конференциях, разработка новых учебных программ биоэтических дисциплин, профилирующих социально-гуманитарное образование студентов высшей медицинской школы; подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.
2024 - работа с новой научной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по теме исследования, выступления на научных конференциях, подготовка учебно-методических пособий, профилирующих социально-гуманитарное образование студентов высшей медицинской школы; подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы со студентами.
2025 - подведение итогов исследования, подготовка и публикация материалов по результатам исследования, выступления на научных конференциях, реализация практико-ориентированного преподавания социально-гуманитарных дисциплин студентам высшей медицинской школы, подготовку и издание учебных пособий и методических рекомендаций, материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.
8. Область применения.
- научные исследования: результаты НИР могут быть использованы в разработке других смежных проблем социально-гуманитарного знания и образования;
- учебный процесс: использование полученных результатов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин;
- научно-методическое обеспечение образовательного процесса по дисциплинам социально-гуманитарных модулей;
- организация УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности студентов-медиков;
- информационное обеспечение учебно-воспитательной и идеологической работы в вузе.
9. Форма внедрения результатов НИР
- подготовка монографий, научных статей и публикация тезисов;
- выступления на научных конференциях;
- разработка и внедрение новых учебных программ дисциплин по выбору студента как дисциплин вариативных социально-гуманитарных модулей, направленных на профилизацию социально-гуманитарного образования в высшей медицинской школе;
- написание и издание методических рекомендаций;
- реализация практико-ориентированного подхода в организации и проведении УИРС и НИРС по социально-гуманитарным дисциплинам в высшей медицинской школе;
- подготовка информационных материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.
10. Основные публикации исполнителей, содержащие материалы исследования по теме НИР:
№ п/п |
Название |
Вид издания |
Авторы |
Год издания, издательство |
К-во стр. |
1. |
Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: философские и социологические аспекты / Л.Г. Титаренко [и др.] ; под общ.ред. Л.Г. Титаренко, В.С. Сайгановой. |
Монография
|
Кулик С.П. (глава 4) |
Минск : БГУ, 2023. |
167 с. (14 с.) |
2. |
Патриотизм и мужество, гуманизм и самоотверженность (посвящается подвигу медиков в годы Великой Отечественной войны) |
тематический сборник научно−публицистических работ |
С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, А.М. Мясоедов [и др.] ; под общей редакцией С.П. Кулика |
Витебск : ВГМУ, 2021. |
104 с. с илл. |
3. |
Медицинское право |
Учебно-методическое пособие |
О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, Е.В. Цыбуль- ская |
Витебск : ВГМУ, 2021 |
319 с. |
4. |
Результаты оценки социального самочувствия студентов ВГМУ методом анонимного анкетирования |
статья |
Н.Б. Дорофеев, И.В. Жильцов, С.П. Кулик, О.А. Голюченко |
Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №4. |
С. 100-113 |
5. |
Социальная эволюция высшего медицинского образования БССР в 1946-1991 гг. |
статья |
Я.О. Перевалов |
Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2023. – №23-1. |
С. 313-323. |
6. |
Патриоты-медики Витебского государственного медицинского института в годы Великой Отечественной войны. |
статья |
Василенко Н.И., Кадушко Р.В., Мясоедов А.М., Погоцкий А.К. |
Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №2. |
С. 94-99. |
7. |
В поисках Беларуси: о национальной идее в XIX веке / П.В. Шевкун // «Долгий XIX век» в истории Беларуси и Восточной Европы: исследования по Новой и Новейшей истории: сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол.: И.А. Марзалюк (пред.) [и др.]. |
статья |
Шевкун, П.В. |
Минск : РИВШ, 2022. |
С. 67–92. |
8. |
Формирование правовых основ социального обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны в БССР (1940−1950-х гг.) / И. А. Мартинкевич |
Мартинкевич, И. А. |
Известия Смоленского гос.университета. Исторические науки. 2023. № 4 (64). |
С. 208-220. |
|
9. |
Актуальные направления работы органов социального обеспечения БССР в первые послевоенные годы / И. А. Мартинкевич |
Мартинкевич, И. А. |
Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А, Гуманитарные науки. 2024. № 1 (69). |
С. 65-71. |
|
10. |
Предназначение философии в кризисное время культуры //Культурно-цивилизационный кризис в условиях информационного общества : материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 2 декабря 2022 г. /Витеб. гос. ун-т ; редкол.: А.А. Лазаревич (гл. ред.), Е.В. Давлятова, Э.И. Рудковский. |
Кулик С.П. |
Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022 |
С. 229−231. |
|
11. |
История создания и направления деятельности совета по делам русской православной церкви в 1943–1948 гг. (на примере БССР) |
статья |
Болтрушевич Н. Г |
Веснік Магілёўскага дзяржаўнага універсітэта імя А.А. Куляшова. -№ 1 (57). -2021. |
С. 29-34. |
12. |
Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс]: материалы 79-ой научной сессии ВГМУ, Витебск, 24–25 января 2024 г. редкол.: Е.Г. Асирян [и др.]. – Витебск: ВГМУ, 2024. |
статьи |
С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, Н.Г. Болтрушевич, Н.У. Тиханович, О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, А.М. Мясоедов, Я.О. Перевалов, П.В. Шевкун |
Витебск : ВГМУ, 2024 |
|
13. |
Медицинское образование XXI века: информационные компьютерные технологии при подготовке медицинских кадров : сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. А. Т. Щастного. |
статьи |
С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, Н.Г. Болтрушевич, Н.У. Тиханович, О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, А.М. Мясоедов, Я.О. Перевалов, П.В. Шевкун |
Витебск : ВГМУ, 2021 |