Учебный процесс кафедры социально-гуманитарных наук

Организация учебного процесса. Дисциплины, преподаваемые на кафедре.

Кафедра осуществляет преподавание социально-гуманитарных дисциплин в 2024-2025 учебном году для студентов всех специальностей в соответствии с новой Концепцией оптимизации содержания, структуры и объема цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин, утвержденной Министром образования Республики Беларусь 29 апреля 2022 г.

Для студентов на уровне высшего образования:

1. Структура цикла социально-гуманитарных дисциплин базовой части (государственный компонент) по перечню и объему обязательных учебных дисциплин (каждая по 108 часов, из них аудиторных 54 часа, 3 з.е.) одинаковая для всех специальностей ВГМУ:

«История белорусской государственности»

«Философия»

«Современная политология».

Форма промежуточной аттестации – экзамен. Разработаны и утверждены учебные программы, УМК (ЭУМК).

2. С учетом медицинского профиля специальностей, а также опыта и компетенций преподавателей, в вариативную часть цикла СГД по выбору УВО в университете для обязательного изучения всеми студентами в учебные планы всех специальностей внесены 2 (две) учебные дисциплины: «Социология здоровья» и «Личностно−профессиональное развитие специалиста» (преподавание этой дисциплины осуществляется на кафедре психологии и педагогики с курсом ФПК и ПК.) Каждая в объеме 72 часа, в т.ч. аудиторных 36 часов, 2 з.е.

Форма промежуточной аттестации – дифзачет. Разработаны и утверждены учебные программы, УМК (ЭУМК).

3. С учетом медицинского профиля специальностей университета и профессиональных предпочтений студентов, а также опыта и компетенций преподавателей в вариативную часть цикла СГД по выбору студента включены дисциплины «Основы права» / «Права человека» (каждая в объеме 72 часа (2 з.е.), в т.ч. аудиторных 36 часов, одна из них по выбору студента обязательна для изучения. Информация по всем вариативным дисциплинам по выбору студента по опыту предыдущих курсов по выбору размещается в системе дистанционного обучения университета и на информационном стенде кафедры для обеспечения своевременности (до начала семестра) и свободы выбора студентом в соответствии со специальностью и профессиональными предпочтениями на основе ознакомления с кратким содержанием учебных дисциплин.

4. На кафедре также осуществляется вся организационно-методическая и учебно-методическая работа по преподаванию для студентов 1 курса в рамках модуля «Введение в специальность» профессиональной интегрированной учебной дисциплины «Биомедицинская этика» (специальности «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология»). Разработаны и утверждены учебные программы, УМК (ЭУМК), методические рекомендации для студентов, подготовлены курсы лекций, изданы учебно-методические пособия с грифом УМО для студентов по данной дисциплине (в том числе на английском языке).

Для студентов 6 курса по специальности «Лечебное дело» в рамках коммуникационно-правового модуля ведется преподавание профессиональной интегрированной учебной дисциплины «Медицинское право». Разработаны и утверждены учебная программа, УМК (ЭУМК), методические рекомендации для студентов, подготовлено и издано учебно-методическое пособие с грифом УМО для студентов по данной дисциплине.

На уровне послевузовского образования кафедра осуществляет подготовку соискателей университета к сдаче кандидатского экзамена по общеобразовательной дисциплине «Философия и методология науки».

Дополнительное образование взрослых. Для слушателей специальностей переподготовки факультета повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПК и ПК) и факультета повышения квалификации и переподготовки по педагогики и психологии (ФПК и П по П и П) в соответствии с новыми образовательными стандартами преподаются учебная дисциплина государственного компонента «Идеология белорусского государства» и учебный модуль государственного компонента «Правовое регулирование профессиональной деятельности». Учебный модуль «Правовое регулирование профессиональной деятельности» направлен на углубление правовой подготовки слушателей и включает в себя следующие три учебные дисциплины государственного компонента: «Правовые аспекты профессиональной деятельности», «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности».

Для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки по педагогики и психологии (ФПК и П по П и П) преподаются также учебные дисциплины: «Основы религиоведения», «Сравнительная культурология», «Межкультурный диалог». Разработаны и успешно внедрены в образовательный процесс ФПК и П по П и П повышения квалификации по темам: «Деятельность педагогических работников по программам воспитания в учреждениях высшего медицинского образования» и «Этические и правовые основы педагогической деятельности в учреждениях высшего и среднего медицинского образования» (для руководителей, заместителей руководителей, преподавателей, педагогов-организаторов и воспитателей учреждений образования системы здравоохранения Республики Беларусь) – каждое по 40 часов.

Методическая работа.

Кафедрой осуществляется следующая учебно- и научно-методическая работа по оптимизации социально-гуманитарного образования в университете: на основе типовых учебных программ Министерства образования с учетом будущей специальности студентов, с включением в содержание вопросов современного развития Республики Беларусь кафедрой разработаны и утверждены учебные программы, методические разработки для преподавателей и методические указания для обучающихся, планомерно разрабатываются новые лекции и планы семинарских занятий по всем вышеназванным учебным дисциплинам социально-гуманитарного блока. В целях повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин и реализации в учебном процессе компетентностного подхода на кафедре разработаны, прошли внешнюю экспертизу и утверждены учебно-методические комплексы (в том числе ЭУМК) по всем дисциплинам кафедры, преподаваемым на ступени высшего образования, а также на факультетах повышения квалификации университета в системе дополнительного образования взрослых.

С целью обеспечения систематического повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин актуализированы следующие виды научно- и учебно-методической работы:

- все преподаватели участвуют в исследованиях по университетской теме НИР по высшей школе;

- повышение квалификации: курсы повышения квалификации по новым дисциплинам государственного компонента в РИВШ (г. Минск), а также на циклах повышения квалификации ФПК и П по педагогике и психологии ВГМУ (г. Витебск).

В связи с большим объемом часов, выносимых на самостоятельную работу студентов, осуществлен поиск и внедрение в образовательный процесс по социально-гуманитарным дисциплинам инновационных образовательных систем и технологий формирования универсальных и информационно-коммуникативных компетенций, а именно:

- обновляется банк мультимедийных лекций по дисциплинам;

- часть программного материала в соответствии с учебно-методической картой изучения дисциплин осваивается студентом через управляемую самостоятельную работу в информационно-коммуникативной системе Moodle в СДО ВГМУ;

- разработаны материалы для текущего контроля знаний по каждой из дисциплин;

- студентам предложены проблемно и практико-ориентированные темы УИРС по актуальной социально-гуманитарной проблематике и осуществлено профилирование НИРС на исследование социокультурных и биоэтических проблем медицинского знания и деятельности. Продуктивность этих форм работы проявляется в организации и проведении секции «Социально-гуманитарные науки» на международной и вузовской студенческих научно-практических конференциях;

Организован постоянный мониторинг качества преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла и диагностирование универсальных и профессиональных компетенций студентов. Внедрены рейтинговая система оценки успеваемости студентов, рейтинговая система оценки деятельности ППС, определяется коэффициент качества знаний (ККЗ) по дисциплинам, по учебным группам и по преподавателям, используются возможности системы Moodle дистанционного обучения для мониторинга качества самостоятельной работы студентов и осуществления текущего контроля знаний.

Учебные пособия, подготовленные и изданные на кафедре

Подготовлены, изданы и используются в образовательном процессе учебные пособия с грифом Министерства образования и учебно-методические пособия с грифом УМО Министерства здравоохранения:

  1. Медицинское право: учебно - методическое пособие. Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / О.А. Федчук, Н.Н. Семенова, Е.В. Цыбульская. – Витебск : ВГМУ, 2021. – 319 с.
  2. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении: учебно - методическое пособие. Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / А.Т. Щастный, В.С. Глушанко, С.П. Кулик [и др.] ; под общей редакцией А.Т. Щастного. – Витебск : ВГМУ, 2018. – 310 с.
  3. Биомедицинская этика и коммуникации в здравоохранении = Biomedical ethics and communications in health Рекомендовано учебно-методическим объединением по высшему медицинскому, фармацевтическому образованию Республики Беларусь в качестве учебно-методического пособия для студентов учреждения высшего образования, обучающихся по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» / В.С. Глушанко, С.П. Кулик, А.А. Герберг, А.М. Мясоедов [и др.] – Витебск : ВГМУ, 2018. – 233 с.
  4. История философии: Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под. ред. Кулика С.П. – Минск: «Вышэйшая школа», 2007. – 316 с.
  5. Кулик С.П. История философии: Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений / С.П. Кулик, Н.У. Тиханович; под. ред. Кулика С.П. – Витебск: ВГМУ, 2009. – 410 с.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники