Основные направления научной работы кафедры
Сотрудники кафедры участвуют в работе инновационной лаборатории по проблемам высшей школы.
2013-2015 гг.. велась научно-исследовательская работа в рамках темы: «Установить влияние использования инновационных педагогических технологий на качество образовательного процесса в медицинском вузе» № гос.рег 20130897 От 11.06.2013 по заданию: «Создание непрерывной интегрированной системы трехступенчатой подготовки слушателей ФПДП к централизованному тестированию по химии и обучению в вузе».
Итогом работы стало создание непрерывной интегрированной системы трёхступенчатой подготовки слушателей учреждений общего среднего образования к централизованному тестированию по химии и обучению в вузе:
I ступень – для учащихся 9-х классов;
II ступень – для учащихся 10-х классов;
III ступень – для учащихся 11-х классов.
В 2016-2021 гг.. преподаватели кафедры работают в рамках темы: «Оценить эффективность использования инновационных педагогических технологий в повышении качества образования в медицинском университете» № гос.рег 26162127 От 09.06.2016 по заданию: «Формирование, развитие и оценка сформированности ключевых компетенций слушателей ФПДП при обучении химии».
В 2017 году внедрены в практику работы кафедры: технология смешанного обучения, технология укрупнения дидактических единиц, получены акты внедрения. Проведен анализ эффективности применения данных технологий. Определена эффективность использования данных технологий при формировании предметных и ключевых компетенции слушателей.
В 2018 году внедрен в учебный процесс практико-ориентированный подход с целью интенсификации процесса усвоения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении задач в учебной, социальной и будущей профессиональной деятельности слушателей; разработан соответствующий учебно-методический материал практико-ориентированного характера, который обеспечил достижение не только предметных, но и метапредметных результатов, получен акт внедрения; разработан и зарегистрирован УМК Рег. №2018/72 и ЭУМК Рег. №2018/94 «Химия» (вечерние подготовительные курсы) для слушателей вечерних подготовительных курсов (один год обучения); организована и проведена конференция научно-исследовательских работ «Шаг в науку» для учащихся школ г.Витебска и слушателей ФПДП; подготовлено и проведено 4 семинара для учителей г. Витебска и Витебской области.
В 2019 году внедрены в учебный процесс собственные мультимедиаресурсы, размещенные в ЭУМК, получен акт внедрения; разработаны и зарегистрированы 5 УМК и 5 ЭУМК по дисциплине «Химия» для следующих категорий слушателей: дневное подготовительное отделение, вечерние подготовительные курсы (9, 10, 11 классы), заочные подготовительные курсы (11 класс). Организована и проведена конференция научно-исследовательских работ «Шаг в науку» для учащихся школ г.Витебска и слушателей ФПДП; подготовлено и проведено 2 семинара для учителей г. Витебска и Витебской области.
В 2020 году продолжено внедрение в учебный процесс дистанционного обучения, получен акт внедрения. Созданные электронные учебно-методические комплексы для разной категории слушателей стали основой единой информационно-образовательная среды для организации эффективного взаимодействия между преподавателями и слушателями дневного подготовительного отделения и вечерних подготовительных курсов ФПДП. В качестве средств коммуникации для непосредственного общения преподаватель-слушатель на этапе дистанционного обучения использовались электронная почта, чат, мессенджеры для проведения занятий онлайн: Viber, Skype, Zoom.
Работа над темой «Формирование, развитие и оценка сформированности ключевых компетенций слушателей ФПДП при обучении химии» способствовала повышению профессионального уровня преподавателей в овладении современными образовательными технологиями, в применении новых способов оценки уровня сформированности ключевых компетенций слушателей по выявлению элементов как знаниевого, так и деятельностного компонента содержания компетенций. Результатом работы стало повышение уровня сформированности у слушателей учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования, что способствует готовности слушателей к дальнейшему обучению и самоопределению.
Полученные результаты были представлены на научно-практических конференциях разного уровня.
С 2022 года ведется работа над темой «Инновационные практики организации образовательного процесса при изучении химии на факультете довузовской подготовки».
Цель работы: создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей повышение эффективности учебного процесса при изучении химии.
Задачи:
– изучение, систематизация, обобщение инновационных практик и внедрение инноваций в систему довузовского образования, направленных на формирование ключевых компетенций слушателей, способствующих успешному прохождению централизованного тестирования и дальнейшему обучению в высшем учебном заведении;
– разработка современной инфраструктуры обучения, включающей информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения;
- формирования компетенций преподавателей в области современных тенденций образования;
- организация мониторинговых исследований участников образовательного процесса по теме исследования;
– институализация внедренных инноваций.