Посещение экспозиции «Памяти патриотов Витебщины» в подвалах бывшей тюрьмы СД-9 г. Витебска, организованной Военно-патриотическим клубом «Служу Отечеству»

excursion kraeved 01

Честь, самоотвержение, религиозная вера,
любовь к славе и к Отечеству – чувства, которые были
до сих пор главными пружинами всякой цивилизации.
Гюстав Лебон

 

31 марта 2022 года состоялась экскурсия в филиал Витебского областного краеведческого музея в стенах бывшей фашистской тюрьмы СД-9. На мероприятии присутствовали сотрудники и студенты нашего университета. Посетители музея имели возможность ознакомиться с фотографиями, оригинальными документами периода фашистской оккупации Беларуси, увидеть надписи, оставленные на стенах и сводах этой тюрьмы её узниками, узнать биографию известной партизанки, Героя Советского Союза, Веры Захаровны Хоружей.

В годы фашистской оккупации Беларуси на её территории действовала служба безопасности СД, которая осуществляла розыск и поимку партизан и подпольщиков. Сеть этой организации особенно была развита на витебской земле. И это не случайно, ведь недалеко от Витебска были дислоцированы большие группировки советских войск, было развито партизанское движение, которое было особенно ожесточённым и упорным. Одним из оперативных центров СД в Витебске было здание на улице Крылова, 7. На первом этаже здания находились пыточные и кабинеты немецких офицеров, а в подвальных помещениях – тюрьма. Здесь в 1950-е годы, уже после окончания Великой Отечественной войны, была обнаружена тюрьма, где содержались заключённые. Впоследствии была создана музейная экспозиция, которая стала уникальной для Беларуси.

Атмосфера этих камер, где содержались партизаны, гнетущая, свет практически не проникает. По воспоминаниям выживших, нацисты только изредка освещали камеры «летучками» – керосиновыми лампами, дававшими очень мало света. При входе в подвал находился КПП, здесь же можно увидеть и немецкие распоряжения по правилам проживания в оккупированном городе, например, такие: «каждый крестьянин, подошедший меньше чем на 200м. к железной дороге, будет без окрика расстрелян». Заключённые, численность которых доходила до 100 человек на одну камеру, содержались в страшных условиях. Тотальная антисанитария, холод, отсутствие медицинской помощи и хорошей пищи, чистой воды часто приводили людей к смерти. Каждую весну и осень грунтовые воды заливали этот подвал, из-за чего в помещении была высокая влажность. Всего в тюрьме было четыре больших камеры.

В первой, самой большой и высокой студенты ознакомились с биографиями известных партизан, патриотов своей Родины – Радимиром Федоровичем Махновым и Михаилом Мурашко. Оба они были медиками, что позволило им, используя служебное положение, спасти из немецкого плена до 200 человек. Радимир Фёдорович был сыном известного Федора Махнова – «витебского великана». Во второй камере экспозиция посвящена самой молодой подпольщице Витебска – 18-летней Лиде Берёзкиной «Бомбе». Такой позывной она взяла потому, что хотела взорвать оперативный узел связи фашистов, расположенный в городской ратуше. Третья камера – карцер – находиться в нём можно в полусогнутом состоянии. Здесь фотографии двух витебских партизанок: Веры Хоружей и Софьи Панковой. 

Вере Хоружей посвящен отдельный стенд, рассказывающий о её жизненном пути. Во время немецкой оккупации она потеряла на Пинщине своего мужа, Сергея Корнилова, и будучи беременной, вступила в партизанский отряд. Впоследствии Вера записала: «Лучше быть вдовой героя, чем женой труса». В августе 1942 года она в составе спецгруппы приехала в Витебск под поддельными документами на имя Анны Сергеевны Корниловой (Анна – имя её дочери, отчество и фамилия взяты в память об убитом муже) и выполнила здесь несколько успешных заданий, собрала данные, позволившие советской авиации уничтожить немецкие склады боеприпасов. Однако, гестапо все же прознало о её деятельности, и она со своей спецгруппой была арестована. После нескольких недель пыток и издевательств она была казнена. Место казни неизвестно, но предполагается, что она была совершена на территории бывшего 5-го железнодорожного полка. Вера погибла, не выдав немцам никакой информации.

На стенах и сводах тюрьмы сохранилось около ста надписей узников. Они царапали их в последние дни своей жизни, пытаясь запечатлеть хоть какую-нибудь память о себе. Царапали обувными заклепками, кусочками штукатурки и камешками. Все эти надписи отреставрированы и сохраняются. Вот некоторые из них: «Я умираю. Яроцкий», «мою маму увели на расстрел 16.10.42», «Хоруж», «Максим Мих… Смоленск», «Сиргеенко.Расстрелян». В настоящее время научные работники проводят исследовательскую работу по поиску и установлению информации по людям, прошедшим через эту тюрьму. Никто не забыт, ничто не забыто!

Иван Гринь, студент 4 курса фармацевтического факультета

Илья Слабодчиков, студент 2 курса лечебного факультета

excursion kraeved 02
excursion kraeved 03
excursion kraeved 04
excursion kraeved 05
excursion kraeved 06
excursion kraeved 07

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники