Список преподаваемых дисциплин на кафедре челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии с курсом ФПК и ПК УО «ВГМУ»:
- «Хирургическая стоматология и пропедевтика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области»,
- «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология»,
- «Стоматология».
Организация учебного процесса
На кафедре проходят обучение студенты 3, 4, 5 курса стоматологического факультета, 4 курса лечебного факультета и студенты факультета подготовки иностранных граждан (ФПИГ) с русским и английским языком обучения.
Преподавательским составом кафедры созданы учебно-методические комплексы (УМК) и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) по дисциплинам «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология», «Стоматология»,«Хирургическая стоматология и пропедевтика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области», в том числе и на английском языке. Структура и содержание УМК и ЭУМК соответствует положению об учебно-методическом комплексе преподавания дисциплин при получении высшего образования I ступени, которое утверждено в УО «ВГМУ». Разработанные УМК и ЭУМК позволяют методически обеспечить учебный процесс на 3, 4, 5 курсах стоматологического и лечебного факультета по всем преподаваемым дисциплинам кафедры в соответствии с едиными требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Созданный учебно-методический комплекс позволяет методически сопровождать и оказывать консультативную поддержку учебной деятельности студентов по всем формам обучения и создавать условия для оптимизации процесса освоения студентами учебных дисциплин, позволяет эффективно организовывать и обеспечивать самостоятельную работу студентов.
Учебно-методические комплексы включает разделы: теоретический, практический, раздел контроля знаний, а также справочных и вспомогательных материалов. В них входят комплект учебных, учебно-методических, раздаточных, наглядных, мультимедийных материалов по изучаемым дисциплинам кафедры.
На кафедре постоянно осуществляется работа по совершенству качества подготовки студентов по преподаваемым дисциплинам кафедры, соблюдению междисциплионарного принципа в обучении студентов, проводится мониторинг качества учебного процесса, совершенствование рейтинговой системы оценки знаний. В учебный процесс кафедры внедрено дистанционное обучение, разработано методическое сопровождение в организации самостоятельной работы студентов, лаборатория профессионального мастерства.
Преподавательским составом кафедры в обучающий процесс широко внедряются инновационные образовательные технологии, активные и интерактивные формы проведения практических занятий, осуществляется демонстрация мультимедийных презентаций, фото-видео-материалов, иллюстративных задач, тестов, проводятся деловые ролевые игры.
Разработана обширная иллюстративная компьютерная база, включающая элементы интерактивных форм обучения.
С целью лучшего освоения практических навыков внедрен специальный цикл по симуляционному обучению. Ведется дополнительная отработка практических умений на моделях, тренажерах и фантомах.
Для лучшего и всестороннего овладения учебным материалом студентам демонстрируются тематические пациенты, осуществляется детальное изучение анамнеза, стоматологического статуса, клинической картины, планируется тактика лечения. Изучение отдельных нозологий подкрепляется клиническими случаями из собственной практики преподавателей кафедры. Использование электронных баз данных различных клинических случаев позволяет более наглядно, доступно и убедительно представить учебный материал, способствует повышению усвоения материала и сказывается на повышении эффективности практического занятия. Студенты изучают экстра- и интрооральные фотографии пациентов, их общесоматический и стоматологический статус, клиническую картину поражения, данные рентгенологических и других дополнительных методов исследования, а далее аргументируют выставленный предварительный и окончательный диагноз, предлагают наиболее грамотную тактику лечения, демонстрируют технику выполнения лечебно-диагностических манипуляций.
Контроль качества образования предусматривает различные формы контроля. Разработано и внедрено все необходимое методическое обеспечение по самостоятельной работе студентов.
По изучаемым дисциплинам кафедры «Челюстно-лицевая хирургия и хирургическая стоматология», «Стоматология» и «Хирургическая стоматология и пропедевтика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области» внедрена рейтинговая система оценки знаний, согласно «Положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов». Имеются формы учета рейтинга студентов для каждого семестра и электронная таблица расчета по дисциплинам.
На кафедре имеется перечень практических навыков, который должен освоить студент стоматологического факультета по изучаемым дисциплинам на 3. 4 и 5 курсе, а так же разработан минимум практических навыков для каждого из учебных семестров. Студентами ежедневно ведутся дневники практических навыков.
На кафедре ведется преподавание дисциплины по выбору «Дентальная имплантология в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии».
Основные направления деятельности кафедры по совершенствованию учебно-методической работы:
- Постоянное обновление материалов лекций и иллюстративной информационной базы к практическим занятиям.
- Активное внедрение рейтинговой системы оценки знаний и элементов самостоятельной работы студентов.
- Разработка и регулярное обновление всех разделов и блоков учебно-методического комплекса и электронного учебно-методического комплекса.
- Обеспечение доступности основных элементов УМК и ЭУМК для студентов.
- Проведение комплекса мероприятий направленных на улучшение освоения практических навыков студентами.
- Широкое внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс. Разработка новых педагогических приемов и совершенствование методического сопровождения практических занятий и лекций.
- Подготовка электронных учебных пособий и дополнительного информационного и дидактического материала.
- Издание учебно-методических пособий, учебников нового типа по тематикам изучаемых дисциплин кафедры.
Н.В. Дорошенко, А.И. Гончарова, В.Р. Титов, С.А. Кабанова. – Витебск : ВГМУ,2024. – 181 с.