Тесное взаимодействие и сотрудничество преподавателей кафедр неврологии и нейрохирургии медицинских университетов Беларуси продолжается многие годы и, конечно же, изменение привычных условий работы в последние два месяца во всех учебных заведениях нашей страны стало поводом для обсуждения новых условий, опыта работы и поиска оптимальных решений. С этой целью 6 мая 2020 года была проведена научно-методическая онлайн-конференция, посвященная вопросам оптимизации преподавания неврологии и нейрохирургии для студентов медицинских университетов в условиях ограничений, связанных с эпидемической ситуацией, в которой приняли участие заведующие кафедрами профессор А.С. Федулов (Минск), доцент Ю.В. Алексеенко (Витебск), профессор С.Д. Кулеш (Гродно), доцент Н.Н. Усова (Гомель), доцент Л.В. Шалькевич (Минск), заведующие учебной частью кафедр и другие сотрудники.
Были рассмотрены изменения условий учебной деятельности на местах, технические средства и методическое обеспечение дистанционных курсов; возможности и средства обратной связи и контроля освоения учебного материала студентами; перспективы организации проведения курсовых экзаменов по неврологии и нейрохирургии.
Участниками обсуждения было отмечено, что в организации работы профильных кафедр, доступности помещений, клинических баз и технических средств в Минске, Витебске, Гродно и Гомеле имеются существенные различия. Но, несмотря на определенные сложности и стремительное изменение ситуации, всем медицинским университетам удалось достаточно быстро перестроить учебный процесс и наладить эффективное использование дистанционных технологий. Большой вклад в обеспечении этого процесса оперативно внесли специалисты технических служб учебных заведений. Преподаватели используют несколько разных современных платформ для проведения дистанционного обучения, которые, тем не менее, обеспечивают все необходимые возможности обсуждения учебного материала, опроса студентов, разбора клинических случаев, демонстрации презентаций, проведения тестирования и пр. Как стало очевидно, важнейшим условием при этом является доступность беспроводной сети Интернет с приемлемыми параметрами передачи данных и современных мобильных устройств. В целом, благодаря раннее проведенной работе по насыщению соответствующих разделов сайтов кафедр наших университетов необходимыми материалами, учебный процесс во всех вузах полностью обеспечен актуальными учебными и методическими электронными ресурсами, которые доступны для студентов и преподавателей на сайтах дистанционного обучения. Предложено несколько новых компактных форм для обсуждения наиболее частных клинических ситуаций в режиме дистанционного обучения. Сотрудники кафедры нервных и нейрохирургических болезней БГМУ для повышения практической направленности обучения разрабатывают модель «виртуального пациента», которая поможет на расстоянии воспроизвести многие элементы неврологического обследования в реальных условиях. Безусловно, остаются актуальными и требуют совершенствования технологии контроля освоения учебного материала студентами, особенно в плане надежности и сокращения временных затрат. Курсовые экзамены, с учетом прогнозируемой ситуации в июне и локальных условий, могут быть проведены в разных режимах: в виде онлайн-тестирования, дистанционного собеседования или в обычной форме при соблюдении норм рационального дистанцирования.
Складывается впечатление, что стремительное внедрение и развитие дистанционных технологий, даже после нормализации условий работы в клиниках университетов, существенно изменит традиционную организацию учебного процесса и станет необходимой частью образовательного процесса. Участники онлайн-конференции пришли к единодушному мнению о необходимости таких встреч и обмена мнениями на регулярной основе в дальнейшем.
Заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии ВГМУ, доцент Ю.В. Алексеенко