В год 75-летия Великой Победы во Второй мировой войне особое внимание в воспитании молодежи необходимо уделять подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны. Одним из действенных средств в воспитании молодого гражданина с активной жизненной и гражданской позицией – это изучение исторического жизненного опыта наших предков посредством просмотра фильмов о войне.
Участие студенческой молодежи витебских и смоленских вузов в проекте «Жемчужное ожерелье Святой Руси: к 75-летию Великой Победы» на протяжении всего 2020 года – это хорошая возможность узнать больше о военных действиях, которые проходили на территории Витебской и Смоленской области, возможность разработать туристические кейсы в городах и населённых пунктах Витебской и Смоленской областях, познакомиться друг с другом белорусским и российским студентам, узнать о героических местах и подвигах наших народов, что в итоге будет способствовать развитию культурно-познавательного международного студенческого туризма.
Участники международного российско-белорусского молодежного проекта «Жемчужное ожерелье Святой Руси: к 75-летию Великой Победы», несмотря на пандемию, продолжили заочную реализацию проекта. Представители смоленских и витебских вузов посредством заочного анализа просмотренных военных фильмов расширяют горизонты своих знаний об истории Великой Отечественной войны.
Накануне юбилея, в сложившихся условиях, каждая команда совместного проекта получила удаленное задание посмотреть художественный фильм, а затем проанализировать его, обсудить, написать отзыв. Комментарии и обсуждение фильма в сложившейся обстановке перенеслось в интернет пространство. Группы студентов подготовили свои отзывы, которые далее размещаются в группе «Вконтакте» и на сайте проекта.
Ниже представлен отзыв команды от ВГМУ, активистов первичной профсоюзной организации Витебского государственного медицинского университета, на советский военный фильм ««Проверка на дорогах».
«Этот военный фильм основан на повести Юрия Германа “Операция: С Новым годом!”. Снятая в 1970 году, кинокартина была отправлена на полку, т.к. чиновники госкино посчитали фильм дегероизирующим народное сопротивление врагу во время Великой Отечественной войны и вышла она на экраны только в 1985 году...” Казалось бы, что такого может быть в кинокартине, если с момента окончания съемок и разрешения на показ прошло почти 15 лет? А также понадобилась политика гласности М. Горбачева, чтобы зритель наконец-то смог посмотреть этот фильм? Однозначно “Проверка на дорогах” очень необычное произведение для тех лет. Весь фильм зритель как бы задает себе вопрос: - а действительно ли всё только черное и белое, действительно ли есть плохие - они, и хорошие - мы? Или же каждый человек - это отдельная совокупность оттенков серого?
- Да, война все перемешала... - говорит Александр Лазарев, один из главных героев картины, бывший коллаборационист, который добровольно сдался бойцу партизанского отряда. Он человек, который хочет измениться, снять с себя вину за предательство Родины. И вот еще один вопрос, который может задать себе смотрящий: - А как бы я поступил, будучи на месте этого человека? Если бы у меня был выбор, быть изменником, стать коллаборационистом и пожить еще какое-то отведенное мне время, или же выбрать погибель в плену? Вопрос, на который не каждый смог бы ответить однозначно. Конечно, зная, что Советский союз победит, не думаю, что многие бы стали на сторону нацистов, но в то время они не знали, поэтому, можно ли винить их за выбор перейти на другую сторону? Вопрос, над которым каждый из зрителей должен задуматься, прежде, чем осудить таких людей и в частности тех героев - перебежчиков, которых нам показывают в этом фильме. Сам Александр Лазарев, продолжая диалог, говорит: - Понимаете, мне эта политика вообще ни к чему. Я про фашистов-то и знаю, что только песенку эту: “Фашистов не боимся, возьмем на штыки”... Эти слова, однозначно нужно отнести к одним из главных реплик всего фильма. Думаю, режиссер и автор сценария этими словами хотели показать позицию не только Лазарева, но и вообще позицию большинства людей того времени, в том числе и части немцев, ведь у каждого человека, каким бы он ни был, есть семья, есть близкие люди, есть дело, которым он занимается, есть жизнь до войны... И многие понимают, что первостепенная причина убивать врага - не в том, что это человек действительно заслуживает смерти, а в том, что политические конфликты вышли из-под контроля, и за это расплачиваются миллионы. При этом, у людей с обеих сторон, есть выбор: с одной стороны, фронт, где тебя могут пустить в расход, с другой - если не пойдешь добровольцем: клеймо, изменник Родины, смерть за измену.
Фильм вызывает вопросы и противоречия. Лазарева, когда он сдался, не расстреливали сразу как предателя, т.к. за него вступились несколько человек, в том числе капитан партизанского отряда Локотков. Он почему-то верит в раскаяние бывшего коллаборациониста. Однако, есть те, кто напротив, не доверяет Лазареву и советуют избавиться от предателя. Ерофеич (один из партизан) обращается к Локоткову, когда они остаются наедине: - Запачкает он тебя, век не отмоешься (отсылка к политике проводимых репрессий), зря ты, ей-Богу, зря… Тут Ерофеич прямым текстом говорит командиру, что “мол, зря ты его не пускаешь в расход”, упоминая при этом Бога. Чей посыл относительно провинившихся (в том числе и предателей) в том, что, если человек хочет искупления своих ошибок, он прежде всего должен в них искренне раскаяться и попросить прощения (что и сделал Лазарев). Но сам же Ерофеич позволяет себе говорить слова сожаления о сохранении жизни раскаявшемуся человеку, упоминая при этом Бога.
Фильм показывает войну не только с позиции “правильных” людей, но и с позиции обычного человека, который может и не хотел бы колебаться между черным и белым, но не может. Может он бы и хотел выбрать правильную сторону, правильный вариант, но будет ли он таковым? Так как даже те, кто, как им кажется, выбирает правильную сторону, могут считаться таковыми с точки зрения человеческих законов? Например, как политрук Петушков в одной из сцен, когда им нужно было взорвать мост, во время прохождения на нем поезда: это боевое задание осложнилось тем, что, как раз в необходимый момент для взрыва, там проплывала баржа с около 1000-й военнопленных. Локотков не стал взрывать мост, тем самым провалив задание, но на его совести не была бы гибель 1000 человек.
– Почему мост не взорвал?! – обращается политрук Петрушкин к Локоткову. – Там же 1000 людей… – отвечает ему Локотков. Можно ли однозначно утверждать, что политрук “правильный” человек, потому что хотел выполнить задание, даже ценной человеческих жизней, а Локотков – нет? Или, может, наоборот? Фильм “Проверка на дорогах” – вызывает вопросы с противоречивыми и неоднозначными ответами. Кинокартина с кричащим лозунгом: всегда нужно оставаться человеком, даже в таких нечеловеческих условиях.
Анализ художественных картин – очень важен для формирования студенческой молодежи, поскольку учит думать, анализировать жизненные ситуации, приобретать новые знания о войне, обогащаться духовно, формироваться нравственно.
Мясоедов А.М – председатель профкома студентов ВГМУ, Павлова Полина – председатель жилищно-бытовой комиссии первичной профсоюзной организации студентов ВГМУ.