Резолюция Международной научно-практической конференции «Образование XXI века»

Резолюция Международной научно-практической конференции «Образование XXI века» 4 ноября 2014 года, г. Витебск

Образовательный процесс в высшем учебном заведении строится на основе принципов государственной политики Республики Беларусь в сфере высшего образования и призван обеспечить наиболее полное развитие способностей, интеллектуально и творческого потенциала личности, возможность ее свободного и конструктивного участия в развитии общества в целях удовлетворения потребностей государства в специалистах высокой квалификации.

 

Основными направлениями развития образования в XXI веке являются:

  • переориентация на междисциплинарность и полипрфессиональность, в том числе на основе компетентностного подхода;
  • ориентация на практическое знание;
  • гумманизация;
  • виртуализация;
  • индивидуализация;
  • инновационный характер.

Динамика изменений современного мира требует от молодого специалиста способности находиться в тесной связи с практическими потребностями профессиональной среды, навыков самостоятельного определения содержания и форм повышения своей квалификации, пополнения профессиональных знаний. На наших глазах происходит переход от традиционного – поддерживающего к альтернативному – инновационному образованию. Основными параметрами образования такого типа являются: междисциплинарная организация содержания образования; формирование у выпускников вузов культуры системного профессионального мышления; возрастание духовности и моральных качеств в структуре личностных характеристик будущих специалистов; инновационный характер содержания и методов обучения; способность выпускников вузов создавать принципиально новые знания и технологии, а не только усваивать их в процессе обучения.

Учреждения высшего медицинского образования должны сформировать у выпускников систему профессиональных компетенций, дать выпускникам систему интегрированных теоретических и клинических знаний, умений и навыков; помочь освоить новейшие медицинские технологии мирового уровня; сформировать у них знания и навыки в области предметов, способствующих социальной адаптации врача и провизора (экономика, право, менеджмент).

Классическая система клинического медицинского образования не способна в полной мере решить проблему качественной практической подготовки врача в современных условиях. Главными препятствиями к этому являются невозможность практической иллюстрации всего многообразия клинических ситуаций, а также морально-этические и законодательные ограничения в общении обучаемых с пациентом.

Ключевой задачей современного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и прочно закрепленных практических навыков без риска нанесения вреда пациенту. Сюда относится развитие способности быстрого принятия решений и безупречного выполнения ряда манипуляций или вмешательств, особенно при неотложных состояниях. Добиться данных результатов возможно с использованием симуляционного обучения.

Участники Международной научно-практической конференции «Образование XXI века» считают, что вузами стран СНГ (постсоветского пространства) сделаны значительные шаги по пути инновационного развития, интернационализации образования и совершенствования форм и методов подготовки. В то же время имеется ряд вопросов, решение которых способно улучшить качество высшего образования, в том числе подготовки медицинских кадров, как для своих стран, так и для зарубежных. Таким образом, участники Международной конференции «Образование XXI века» постановили:

1. Развивать систему непрерывного образования в виде интеграции среднего и высшего медицинского образования, а также дополнительного образования взрослых при строгом соблюдении периодичности этапов.

2. Обеспечить реализацию стратегии кадровой политики в здравоохранении и гарантии занятости выпускников учреждений высшего медицинского образования на основе долгосрочного прогноза потребности в специалистах с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.

3. Факультетам профориентации и довузовской подготовки продолжить работу по реализации «Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».

4. Развивать и совершенствовать научно-исследовательскую деятельность талантливой молодежи через систему подготовки дипломных работ, магистратуру и аспирантуру.

5. Создать модель интеграции очного и дистанционного обучения, установив соотношение объема занятий в очной и дистанционных формах.

6. Разработать нормативные правовые акты, регламентирующие дистанционное обучение слушателей ФПК, студентов дневной и заочной формы получения образования.

7. Выбрать единую для РБ LMS (Learning Management System) - систему управления обучением, которая будет основой системы управления дистанционной учебной деятельностью в стране и будет использоваться для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа.

8. Активизировать интеграцию симуляционного обучения в действующую систему медицинского образования на всех уровнях.

9. Развивать материально-техническую и научно-методическую базу практической подготовки студентов (в том числе симуляционного обучения) обеспечив принципы эталонности обучения и объективности контроля не зависимо от уровня и места получения образования.

10. Активизировать учебно-познавательную деятельность в системе профессиональной подготовки преподавателя высшей школы на основе совокупности современных технологий обучения (методов, форм и средств, в том числе дистанционных), наиболее адекватно отражающих специфику профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава.

11. Шире внедрять инновационные образовательные технологии, позволяющие сделать образовательный процесс более доказательным, способствующие развитию культуры системного профессионального мышления и направленные на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

12. Продолжить совместную работу по разработке стратегии функционирования и устойчивого развития учреждений и структур дополнительного образования взрослых как гаранта сохранения ценного опыта, традиций, тенденций совершенствования профессиональной подготовки врачей и провизоров.

13. Изучить эффективность различных видов повышения квалификации в системе дополнительного образования взрослых. Обеспечить интеграцию идей совершенствования профессионализма преподавания медицинских и фармацевтических дисциплин в практику непрерывного образования медицинских работников.

Реформирование медицинского образования позволит повысить авторитет и престиж белорусской высшей школы за рубежом и увеличить приток иностранных студентов для обучения в вузах Беларуси; расширить доступ к международным программам академического и научного сотрудничества.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники