Научно-исследовательская работа кафедры социально-гуманитарных наук ВГМУ

1. Название темы НИР: «Аксиологические основания культуры и образования: теоретические и научно-методические проблемы современного социально-гуманитарного знания».

Выполняется в рамках темы НИР университета «Исследование эффективности использования современных инновационных педагогических технологий в практико−ориентированном обучении студентов медицинского университета», номер госрегистрации: 20220562 от 18.04.2022.

2. Источник финансирования темы: бюджет университета.

 

3. Сроки выполнения темы: 2021-2025 гг.

 

4. ФИО и звание научного руководителя: С.П.Кулик - кандидат философских наук, доцент.

 

5. Список исполнителей: 

И.А. Мартинкевич – кандидат исторических наук, доцент;

Н.Е. Мусина – кандидат исторических наук, доцент;

Н.У. Тиханович – канд. философских наук, доцент;

П.В. Шевкун – кандидат исторических наук, доцент;

Н.Г. Болтрушевич – кандидат исторических наук, доцент;

Н.Н. Семёнова – б/с, ст.преподаватель;

Е.П. Специус – б/с, ст.преподаватель;

В.П. Грунтов, – б/с, преподаватель-стажер;

Д.Н. Лиц – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;

А.М. Мясоедов – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;

О. А.  Федчук – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст.;

Я.О. Перевалов – б/с, ст. преподаватель 0,5 ст..

 

6. Цель, задачи и научная новизна исследования.

В современных условиях кризиса ценностей мировой культуры, с одной стороны, и возрастания значимости образования как стратегического ресурса общества, с другой стороны, тема НИР кафедры существенно актуализируется в научной литературе как комплексная проблема современного социально-гуманитарного знания. Научно-теоретические аспекты темы связаны с исследованием ценностей современной культуры и образования как атрибута человеческого бытия в культуре и актуализируют разработку концептуальных основ идеологии белорусского государства и научно-методологических проблем образовательного процесса в высшей школе. Научно-методические аспекты темы связаны с инновационной педагогической деятельностью в высшей медицинской школе по профилизации преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Цель: комплексный анализ ценностных оснований культуры и образования с позиций социально-гуманитарного знания.

Новизна исследования заключается в том, что в рамках данной темы дается научно-методологическое обоснование социокультурных проблем образования в целом и медицинского образования в частности с позиций философских и исторических, социологических и педагогических, экономических и политологических подходов к анализу аксиологических оснований современной культуры.

Задачи исследования:

  • исследование проблемы взаимодетерминации аксиологических оснований современной культуры и образования с позиций социально-гуманитарного знания;
  • экспликация социокультурного статуса медицины и медицинского образования;
  • разработка прикладного научно-методического аспекта проблемы профилизации социально-гуманитарного образования студентов высшей медицинской школы;
  • подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.

Объект исследования – культура и образование.

7. Результаты и план годовых этапов НИР:

2021 год - осуществлялось планирование и организация научных исследований по теме, изучение научной литературы, разработка методологии исследования; разработана тематика УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности для студентов лечебного и стоматологического факультетов; подготовлены материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.

2022 - работа со специальной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по основным проблемам темы, выступления на научных конференциях, разработка тематики УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности для студентов педиатрического факультета;

2023 - работа с новой научной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по теме исследования, выступления на научных конференциях, разработка новых учебных программ биоэтических дисциплин, профилирующих социально-гуманитарное образование студентов высшей медицинской школы; подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.

2024 - работа с новой научной литературой по теме, подготовка и публикация материалов по теме исследования, выступления на научных конференциях, подготовка учебно-методических пособий, профилирующих социально-гуманитарное образование студентов высшей медицинской школы; подготовка материалов для проведения воспитательной и идеологической работы со студентами. 

2025 - подведение итогов исследования, подготовка и публикация материалов по результатам исследования, выступления на научных конференциях, реализация практико-ориентированного преподавания социально-гуманитарных дисциплин студентам высшей медицинской школы, подготовку и издание учебных пособий и методических рекомендаций, материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.

8. Область применения.

  • научные исследования: результаты НИР могут быть использованы в разработке других смежных проблем социально-гуманитарного знания и образования;
  • учебный процесс: использование полученных результатов в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса по дисциплинам социально-гуманитарных модулей;
  • организация УИРС и НИРС по аксиологическим и биоэтическим проблемам будущей профессиональной деятельности студентов-медиков;
  • информационное обеспечение учебно-воспитательной и идеологической работы в вузе.

 

9. Форма внедрения результатов НИР

  • подготовка монографий, научных статей и публикация тезисов;
  • выступления на научных конференциях;
  • разработка и внедрение новых учебных программ дисциплин по выбору студента как дисциплин вариативных социально-гуманитарных модулей, направленных на профилизацию социально-гуманитарного образования в высшей медицинской школе;
  • написание и издание методических рекомендаций;
  • реализация практико-ориентированного подхода в организации и проведении УИРС и НИРС по социально-гуманитарным дисциплинам в высшей медицинской школе;
  • подготовка информационных материалов для проведения воспитательной и идеологической работы.

10. Основные публикации исполнителей,  содержащие материалы исследования  по теме НИР:

п/п

Название

Вид издания

Авторы

Год издания,

издательство

К-во стр.

1.                    

Высшее образование в условиях пандемии COVID-19: философские и социологические аспекты / Л.Г. Титаренко [и др.] ; под общ.ред. Л.Г. Титаренко, В.С. Сайгановой.

Монография

 

Кулик С.П. (глава 4)

Минск : БГУ, 2023.

167 с. (14 с.)

2.                    

Патриотизм и мужество, гуманизм и самоотверженность (посвящается подвигу медиков в годы Великой Отечественной войны)

тематический сборник научно−публицистических работ

С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, А.М. Мясоедов [и др.] ; под общей редакцией С.П. Кулика

Витебск : ВГМУ, 2021.

104 с. с илл.

3.

Медицинское право

Учебно-методическое пособие

О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, Е.В. Цыбуль-

ская

Витебск : ВГМУ, 2021

319 с.

4.

Результаты оценки социального самочувствия студентов ВГМУ методом анонимного анкетирования

статья

Н.Б. Дорофеев, И.В. Жильцов, С.П. Кулик, О.А. Голюченко

Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №4.

С. 100-113

5.

Социальная эволюция высшего медицинского образования БССР в 1946-1991 гг.

статья

Я.О. Перевалов

Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2023. – №23-1.

С. 313-323.

6.

Патриоты-медики Витебского государственного медицинского института в годы Великой Отечественной войны.

статья

Василенко Н.И., Кадушко Р.В., Мясоедов А.М., Погоцкий А.К.

Вестник ВГМУ. – 2022. – Том 21, №2.

С. 94-99.

7.

В поисках Беларуси: о национальной идее в XIX веке / П.В. Шевкун // «Долгий XIX век» в истории Беларуси и Восточной Европы: исследования по Новой и Новейшей истории: сб. науч. тр. Вып. 6 / редкол.: И.А. Марзалюк (пред.) [и др.].

статья

Шевкун, П.В.

Минск : РИВШ, 2022.

С. 67–92.

8.

Формирование правовых основ социального обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны в БССР (1940−1950-х гг.) / И. А. Мартинкевич

 

Мартинкевич, И. А.

Известия Смоленского гос.университета. Исторические науки. 2023. № 4 (64).

С. 208-220.

9.

Актуальные направления работы органов социального обеспечения БССР в первые послевоенные годы / И. А. Мартинкевич

 

Мартинкевич, И. А.

Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А, Гуманитарные науки. 2024. № 1 (69).

С. 65-71. 

10.

Предназначение философии в кризисное время культуры //Культурно-цивилизационный кризис в условиях информационного общества : материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 2 декабря 2022 г. /Витеб. гос. ун-т ; редкол.: А.А. Лазаревич (гл. ред.), Е.В. Давлятова, Э.И. Рудковский.

 

Кулик С.П.

Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2022

С. 229−231.

11.

История создания и направления деятельности совета по делам русской православной церкви в 1943–1948 гг. (на примере БССР)

статья

Болтрушевич Н. Г

Веснік Магілёўскага дзяржаўнага універсітэта імя А.А. Куляшова. -№ 1 (57). -2021.

С. 29-34.

12.

Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации [Электронный ресурс]: материалы 79-ой научной сессии ВГМУ, Витебск, 24–25 января 2024 г. редкол.: Е.Г. Асирян [и др.]. – Витебск: ВГМУ, 2024.

статьи

С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, Н.Г. Болтрушевич, Н.У. Тиханович, О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, А.М. Мясоедов, Я.О. Перевалов, П.В. Шевкун

Витебск : ВГМУ, 2024

 

13.

Медицинское образование XXI века: информационные компьютерные технологии при подготовке медицинских кадров : сборник материалов Международной научно-практической конференции /  под ред. А. Т. Щастного.

статьи

С.П. Кулик, И.А. Мартинкевич, Н.Г. Болтрушевич, Н.У. Тиханович, О.А.Федчук, Н.Н.Семёнова, А.М. Мясоедов, Я.О. Перевалов, П.В. Шевкун

Витебск : ВГМУ, 2021

 

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники