Повышение качества образования на факультете профориентации и довузовской подготовки в рамках компетентностного подхода к обучению

Пахомова Е.В., Деева И.И.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск

Развитие системы образования на современном этапе предусматривает внедрение новейших коммуникационных и информационных технологий, оптимизацию объемов и структуры подготовки специалистов с высшим образованием, придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры, интеграцию профессионального образования, науки и производства. Обновление содержания и повышение качества образования в рамках компетентностного подхода к обучению требует дальнейшего развития по следующим направлениям: качественное образование, внедрение инноваций, поддержка науки. Отличительными чертами современного этапа модернизации высшего образования в Республике Беларусь являются: приобретение отечественного и международного опыта развития высшей школы; сохранение качества высшего образования, содержания, объемов и интенсивности обучения; постепенный переход к массовому высшему образованию, которое получают все желающие из числа успешно завершивших обучение в средней школе, колледжах, Ссузах и на факультете профориентации и довузовской подготовки.

В современных условиях жесткой конкуренции, именно образованный человек может стать специалистом высокого уровня, поскольку гибкость его мышления, способность усвоения определенных знаний позволяют ему найти новые нестандартные способы решения и применить полученные знания в разнообразных практических ситуациях. Таким образом, одним из условий подготовки конкурентноспособного специалиста выступает компетентностный подход, обеспечивающий формирование у обучающихся высокого уровня знаний и умений применять их в нестандартных ситуациях.

Для подготовки таких специалистов необходимы современные и результативные методы обучения, которые требуют преобразования и обновления образовательной системы, в том числе и на факультете профориентации и довузовской подготовки.

Сегодня приоритетным направлением считается развитие личностно значимых качеств обучаемых, а не только передача знаний. Необходимым и обязательным становится приобретение слушателями новой информации, навыков и умений. Но большинство абитуриентов испытывает трудности в нормировании, планировании и организации своей деятельности. Поэтому, важнейшим условием повышения эффективности обучения является психологическая, теоретическая и практическая готовность обучающихся к самостоятельной работе, которая развивает у них учебно-познавательные компетентости. На кафедре биологии факультета профориентации и довузовской подготовки именно этот вид деятельности является ведущим в адаптированной системе преподавания биологии. Действенным средством управления самостоятельной работой слушателей служит разработанный преподавателями кафедры биологии учебно – методический комплекс, включающий: руководства к практическим занятиям и пособия для самоподготовки слушателей по всем разделам курса биологии, глоссарии для самостоятельного изучения биологических терминов и понятий, лекционный курс с использованием мультимедийных средств обучения, блок материалов для дистанционного обучения, комплекс материалов для контроля знаний и самоконтроля усвоенных знаний.

В руководствах для практических занятий и пособиях для самоподготовки слушателей кратко изложен теоретический материал, предложены контрольные вопросы в качестве развернутого плана темы, представлены таблицы, схемы, ситуационные задачи для практического применения фактического материала. Данные учебные пособия дают возможность не только изучить теоретическую основу курса, но и помогают применять эти знания в практической среде, четко, структурировано и ясно объясняя суть, что является незаменимым при подготовке к сдаче централизованного тестирования. Для контроля знаний используются тесты различных видов сложности: на дополнение, распознавание, соответствие и классификацию, на установление правильной последовательности. Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности слушателя, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации, совершенствуют умения применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, устанавливать связь предыдущего материала с последующим, для восприятия его целостной структуры. Тестовые тренажеры для самоконтроля усвоенных знаний обеспечивают возможность выработать у абитуриентов навыки самостоятельной работы, дают установку на длительное запоминание материала, предоставляют возможность восполнить пробелы в их подготовки, а также позволяют повторить материал и включить раннее приобретенные знания в новую систему.

Весь этот комплекс позволяет совершенствовать учебный процесс, оптимизировать и интенсифицировать его, повысить качество обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность и снизить нагрузку как слушателям так и преподавателям.

Современным инструментарием, помогающим преподавателю повысить уровень знаний обучаемого, является использование мультимедийных технологий, что превращает устную наглядность из статической в динамическую. На подготовительном отделении мультимедийные средства образования применяются во время лекционного курса, репетиционных тестирований и проведения консультаций. Это позволяет: использовать большое количество информации; стимулировать мотивацию обучения и увеличить его наглядность за счет структурной избыточности; реализовать доступность и восприятие информации.

Одним из путей совершенствования современного образования для слушателей подготовительного отделения является обучение с использованием информационных компьютерных технологий. Их применение развивает у них познавательный интерес и творческое отношение к делу.

Использование компьютера позволяет организовать активную и осмысленную работу абитуриентов. Основными направлениями эффективного применения компьютера при подготовки слушателей к централизованному тестированию по биологии являются:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира, различных биохимических процессов;
  • обучающие и контролирующие компьютерные программы;
  • моделирование биологического эксперимента;
  • система входного, промежуточного, итогового тестового контроля.

Для реализации этих направлений используются разнообразные формы информационных технологий, позволяющие задействовать различные каналы восприятия, заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память слушателей. Так, например, готовые электронные продукты позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и слушателя, повышают качество обучения предмету, отражают существенные стороны биологических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности, а ресурсы сети Интернет, как составные части современного образования, несут значительный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции).

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение от прямого обучения к индивидуальному контакту, направленное на сотрудничество, доверие, творчество и развитие. Это лежит в основе понимания того, что обучение выступает не как средство приобретения знаний, умений и навыков, а как средство развития индивидуальных качеств у слушателей подготовительного отделения. Компетентностный подход кардинально меняет смысл образования, который состоит в том, чтобы пробудить активность личности слушателя, содействовать формированию его активной позиции в процессах познавательной деятельности с помощью интернет-технологий и других технологий современного образования.

Новый подход к обучению на факультете профориентации и довузовской подготовки учитывает возможности каждого абитуриента, его потенциал и мотивы, способствует его самореализации и саморазвитию.

Таким образом, повышение качества образования на подготовительном отделении факультета профориентации и довузовской подготовки в рамках компетентностного подхода к обучению формирует у слушателей навыки продуктивной деятельности, повышает уровень интереса к изучаемому предмету, создает ситуацию успеха для абитуриентов при подготовке их к поступлению в ВУЗ и к сдаче централизованного тестирования.

Использованные источники:

  1. Минич О.А. Информационные технологии в образовании.- Минск, 2008.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва, 1998. С.114-118.
  3. А.В. Осин Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва. Агентство Издательский сервис, 2004 г.
  4. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования) Красноярск, КрГУ, 2003

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники