Рубашко И.В.
УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», г. Витебск
Модернизация образования, глобальная информатизация влечёт применение новых подходов в обучении. Обществом предъявляются особые требования к будущим студентам-медикам, к их профессиональной мобильности, непрерывному повышению профессионального мастерства. На подготовительное отделение факультета профориентации и довузовской подготовки приходят абитуриенты, владеющие компетенциями в рамках школьного уровня. Но, как показывает практика, существует разрыв между требованиями образовательного пространства ВУЗа и уровнем сформированности учебных компетенций школьников. Для успешного обучения абитуриентов и дальнейшего их поступления в ВУЗ требуется социальная мобильность, адаптивность, некоторая автономность, умение применять полученные знания. Поэтому приоритетным направлением образовательного процесса на факультете профориентации и довузовской подготовки является формирование целостной, всесторонне развитой личности, в полном объеме владеющей общеучебными компетенциями.
Умения и навыки, формируемые в системе школьного образования, имеют своё продолжение в форме учебно-познавательных, когнитивных, коммуникативных, культурологических, социально-мировоззренческих компетенций, соответствующих познавательным потребностям в высшей школе. Процесс развития компетенций на подготовительном отделении ФПДП максимально динамичен, многоступенчат. Важно не только дать слушателю как можно больше предметных знаний, но и вооружить их такими универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Для того, чтобы перевести уровень компетентности на более высокую ступень, на подготовительном отделении принята система обучения, соответствующая таковой в ВУЗе: лекции и консультации с мультимедийным сопровождением, практические занятия, модульное изложение материала, зачёты, дистанционное обучение в системе Moodle, рейтинговая оценка знаний и умений. Это позволяет слушателям проще и быстрее адаптироваться к вузовской системе, не теряя при этом полученные в школе базовые компетенции, а преподавателям - формировать личность развивающуюся и подготовленную к универсальной учебной деятельности.
Учебно-познавательные компетенции подразумевают умение ставить цели, анализировать, планировать деятельность и давать оценку её эффективности. Преподавателями кафедры биологии ФПДП организуется и реализуется работа по развитию компетенций с опорой на информационные, аналитические, организационные умения слушателей. Для этого на кафедре существуют разработанные методические рекомендации к проведению практических занятий на основе выбора методов и средств обучения. В настоящее время высшая школа работает в условиях неограниченного доступа к информации, что ведёт к необходимости развития умений у обучающихся ориентироваться в информационном потоке, интерпретировать полученные сведения. При подготовке к занятию слушатели должны тщательно проработать материал, найти ему практическое применение при решении тестов, заполнении схем, таблиц. Структура учебного материала предполагает актуализацию полученных ранее знаний. Наиболее эффективным методом формирования учебно-познавательных компетенций слушателей является обучение их системе активных умственных действий в процессе того или иного вида учебной деятельности на основе организации самостоятельного анализа, систематизации, сравнения информации. В ВУЗе эта методика приобретает особый смысл, ведь самостоятельная работа является важнейшей формой обучения, обязательным компонентом учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Стремление обучаемого повышать уровень компетентности – это, прежде всего, стремление иметь средство саморазвития, а значит, является шагом на пути к его профессиональному становлению.
Формирование инициативной, креативной, конкурентоспособной личности невозможно без развития и других базовых компетенций. Умения активно осваивать новые знания, необходимость которых осознана самими слушателями, быть готовым к самостоятельной познавательной деятельности, формируются в рамках когнитивных компетенций. На подготовительном отделении слушатели работают в коллективе, продуктивно примеряя различные социальные роли. В таком общении они ориентируются на позиции партнеров, строят продуктивное взаимодействие, следовательно, развивают коммуникативные компетенции. Межпредметные связи в биологии также позволяют формировать культурологические компетенции, выявляя познания в различных областях человеческих знаний, давая возможность слушателям ощутить себя объектом культурно-исторического процесса. Обучение на подготовительном отделении неразрывно связано с воспитанием, с формированием минимального необходимого для жизни в обществе опыта гражданско-ответственной деятельности, то есть, с социально-мировоззренческими компетенциями.
Таким образом, решение проблемы формирования учебно-познавательных компетенций у слушателей подготовительного отделения преподавателями кафедры биологии ФПДП осуществляется путем непрерывной и систематичной работы. Использование комплекса методик и технологий способствует результативности процесса. Учебно-познавательные компетенции позволяют абитуриентам систематизировать, анализировать информацию, организовывать свои приемы изучения, формировать свое мнение, свою логику построения ответа, адаптировать знания к требованиям момента.
Использованные источники
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов — М.: Академия, 2005. — 208 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И.А.Зимняя // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессионельная компетентность человека / И.А.Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4мая.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.В.Степанов, Л.М.Лузина — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с.