Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Что нового?

 

Органическая химия – естественнонаучная база образования провизора

Гидранович Л.Г., Латовская С.В.

УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск

Органическая химия как учебная дисциплина входит в число фундаментальных учебных дисциплин фармацевтической специальности и выполняет две главные задачи:

  • образовательную на младших курсах как естественнонаучная дисциплина;
  • базовую для старших курсов, формирующую знания и навыки для изучения дисциплин профессионального цикла.

Развитие органической химии как науки привело к коренному изменению методов преподавания органической химии как учебной дисциплины на фармацевтических факультетах медицинских вузов. Стратегия изложения органической химии в современных вузовских учебниках базируется на фундаментальных теоретических положениях, которые обосновывают и позволяют прогнозировать химическое поведение органических соединений, механизмах реакций и использовании физико-химических методов для решения определенных задач органической химии [1]. В современных учебных программах медицинских вузов систематизирован огромный теоретический и фактический материал органической химии [2]. Учебная программа по органической химии для специальности 1-79 01 08 «Фармация» построена по кумулятивному принципу и направлена на прочное усвоение основ:

  • классификации и принципов систематической номенклатуры органических соединений;
  • электронного строения главных функциональных групп и молекулы в целом;
  • взаимного влияния атомов и распределения электронной плотности в структуре молекулы;
  • основ стереохимии;
  • кислотно-основных свойств органических соединений;
  • реакционной способности главных классов органических соединений на основе их строения и представлений о наиболее общих механизмах реакции;

Лабораторный практикум имеет два направления: первое - качественный функциональный анализ и применение спектральных методов для идентификации органических соединений, второе – приемы и методы работы в лаборатории органической химии.

Целью преподавания дисциплины «Органическая химия» является формирование научных знаний об органическом веществе и современных методах его исследования необходимых для освоения профильных дисциплин и профессиональной деятельности провизора как специалиста с высшим образованием.

Преподавание органической химии базируется на знаниях, полученных в курсах физики, общей и неорганической химии о строении вещества и физических методах его исследования, о физике явлений взаимодействия электромагнитного излучения с веществом, оптической активности вещества, энергетике химических реакций, химической кинетике, физико-химии растворов. В свою очередь, курс органической химии служит естественнонаучной базой для изучения биологической, фармацевтической, токсикологический химии, фармакогнозии и фармакологии, технологии лекарственных форм, промышленной технологии, а также для практической деятельности провизора.

Первые два раздела учебной программы по органической химии (1 и 2) обеспечивают базовые знания для восприятия информации последующих разделов, а также имеют самостоятельное образовательное значение, поскольку формируют знания и навыки по классификации и номенклатуре, применению физико-химических методов анализа и идентификации органических соединений, в том числе и лекарственных средств. Первые разделы программы включают те классы органических соединений, которые составляют основу для формирования химического мышления. К ним относятся углеводороды и органические соединения с функциональными группами, наиболее характерными для лекарственных средств синтетического и природного происхождения: галогенопроизводные, гидроксипроизводные и их тиоаналоги, простые эфиры и тиоэфиры, карбонильные соединения, карбоновые кислоты и их производные, амины.

Следующие разделы программы необходимы для формирования специалиста медицинского профиля с естественнонаучным образованием: раздел 3. Гетерофункциональные соединения. Пептиды и белки; раздел 4. Углеводы; раздел 5. Гетероциклические соединения. Нуклеозиды, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты; раздел 6. Липиды. Фактический материал подобран так, чтобы обеспечить отражение связи между структурой и свойствами органических веществ, что в дальнейших курсах фармацевтической специальности является основой для решения профессиональных задач, например, стабильность в процессе хранения, химическая совместимость лекарственных средств.

Органический синтез важен для создания новых лекарственных средств, витаминов, гормонов. В этой связи, последний раздел (7) посвящен практическим представлениям об органическом синтезе, методах выделения из смеси и очистки вещества, его идентификации и контроле чистоты по физическим константам, в том числе и фармакопейным: температура плавления, температура кипения, показатель преломления.

Все разделы программы используют в качестве фактического материала информацию о соединениях, которые имеют определенное биологическое значение или применяются как лекарственные средства. На основе фактического материала синтеза и анализа лекарственных средств, их поведения при разных значениях рН раствора, прогноза изменений при хранении лекарственных средств составлен блок задач с профессиональным содержанием, которые используются при проведении занятий и итоговых контролей. Большое внимание уделяется типичной реакционной способности функциональных групп, что продиктовано задачами функционального анализа лекарственных веществ. Для изучения основных химических закономерностей привлечены в качестве примеров соединения, большинство из которых являются лекарственными средствами или служат источниками для их получения. Главное требование, предъявляемое к студентам, умение применять полученные знания для решения конкретных задач, умение интерпретировать простейшие ПМР, ИК и электронные спектры.

Таким образом, преподавание органической химии направлено на решение общеобразовательных задач и формирование теоретических знаний, необходимых для изучения профильных дисциплин, а также умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности выпускника фармацевтического факультета.

Литература:

  1. Органическая химия: учеб. для вузов : в 2-х кн. Кн. 1 : Основный курс / В.Л. Белобородов [и др.]; под ред. Н.А. Тюкавкиной. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Дрофа, 2008. – 638 с.
  2. Органическая химии. Типовая учебная программа по учебной дисциплине для специальности 1-79 01 08 «Фармация» / С.В.Латовская. – Минск, 2014

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

flaggen

Конференции

Новые методы диагностики и лечения

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники

Молодёжь Беларуси

sistema obr

portal rating

 

gsz

patriot

molodej.bel

sdg 

erip

exportBY

banner vitbichi 02

 gender
nchzpi