Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Что нового?

 

Технологии мультимедиа в обучении аналитической химии

Якушева Э.Е., Жебентяев А.И.

Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет, г. Витебск

В современном постиндустриальном обществе развивающимся ин-теллектуальным наукоемким производствам, сфере образования и здра-воохранения необходимы специалисты, обладающие общими и специ-альными компетенциями, максимально учитывающими специфику их профессиональной деятельности. Обязательная высокая подготовлен-ность выпускников медицинских вузов, основанная на фундаментальных естественнонаучных знаниях, предъявляет новые требования к органи-зации и реализации учебного процесса. При этом возникает противоре-чие между сложностью образовательных программ профессиональной подготовки, непрерывно нарастающим объемом профессионально зна-чимой информации и несколько ограниченными возможностями тради-ционного построения лекционного процесса для оптимального решения поставленных самим временем задач. Современная лекция призвана предоставлять студентам систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответ-ствующей области практической деятельности, концентрировать внима-ние на сложных узловых вопросах, стимулировать активную познава-тельную деятельность, тем самым способствуя формированию творче-ского мышления.
Созданию лекции, обладающей структурированностью, информа-тивностью, научной грамотностью, доступностью и яркой наглядностью каждому заинтересованному лектору поможет программа Power Point из пакета Microsoft Office. По количеству изобразительных и анимаци-онных эффектов не уступает многим авторским инструментальным сред-ствам мультимедиа. Содержит средства для создания гибкого сценария презентации и записи звукового сопровождения каждого слайда. Нали-чие русскоязычной версии позволяет успешно работать с текстами на русском языке. Встроенная поддержка Интернета позволяет сохранять презентации в формате HTML, однако анимированные компоненты тре-буют установки специального дополнения PowerPoint Animation Player. Специальная надстройка Custom Soundtracks Add-In дополняет презен-тацию фоновым музыкальным сопровождением с широким выбором мелодий. Существует ряд других программных продуктов, например, Freelance Graphics (Lotus), Corel Presentations (Corel), Harvard Graphics, Macromedia Action, Astound (Gold Disk), предоставляющих аналогичные или даже более широкие возможности по созданию мультимедийной презентации [1]. Перевод с ее помощью части информационного контен-та из аудио- в визуальную область, сопряженный с возможностью де-монстрации оригинального учебного материала, способствует расшире-нию возможностей лектора. Большой набор информационных объектов в презентации позволяет представить изучаемый объект или явление во всем многообразии свойств и проявлений, а также четко и точно обозна-чить их место и роль в системе научных знаний об окружающем мире. Для оформления слайдов презентации, иллюстрирующих строение ве-ществ и их превращения в виде уравнений химических реакций, а также содержащих решение сложных расчетных или качественных задач, ра-ционально использовать пакет программ CambridgeSoft ChemOffice Ultra (Рис. 1).

yakusheva3 yakusheva4

Рис. 1 Варианты использования мультимедийных презентаций при изучении качественного и количественного анализа

Технологии мультимедиа по сравнению с традиционными педаго-гическими технологиями позволяют использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста; дают возможность постоянного редактирования, обновления учебного материала; оптими-зируют и повышают эффективность учебного процесса, придают ему информационную гибкость и насыщенность, сочетают вербальную и наглядно-образную информацию, что способствует мотивации студен-тов; способствуют реализации принципов развивающего обучения.

Наглядное сопровождение даже сложного и скучного, по мнению студентов, материала может вызвать познавательный интерес, активизи-ровать их внимание, создает положительную мотивацию, стимулирует активность, развивает мышление, способствует восприятию информации одновременно несколькими органами чувств, повышает эмоциональ-ность обучения, способствует эффективному использованию учебного времени. Результатом является закономерное формирование интереса к предмету и повышение качества и результативности учебного процесса. Проведение лекций, практических занятий, консультаций, семинаров с мультимедийной поддержкой дает ряд преимуществ по сравнению с традиционной ситуацией «педагог – доска – мел», как с эстетической стороны, так и с точки зрения экономии времени. Любое выступление становится свободным и наглядным, качественная аппаратура позволяет охватывать значительную аудиторию, делая изображение более четким и удобным для восприятия, чем записи на доске (Рис. 2).

yakusheva5 yakusheva6

Рис. 2 Использование мультимедийных презентаций при изучении спектрометрических методов анализа

Кроме того при необходимости всегда можно оперативно вернуться к любому из предыдущих изображений. Отпадает необходимость в таб-личном фонде, ведь любое изображение легко можно представить на мониторе компьютера или в виде проекции на экране [2].

Особенностью аналитической химии как учебной дисциплины явля-ется обязательное присутствие химического эксперимента. Но, к сожале-нию, многие явления не могут быть продемонстрированы на лаборатор-ных занятиях по причине редкости или дороговизны необходимых ре-активов, чрезмерной опасности проведения некоторых экспериментов, больших затрат времени на проведение опытов, отсутствия необходимо-го оборудования (в первую очередь – для знакомства с современными инструментальными методами анализа). Компромиссным вариантом решения этой проблемы становится использование видеофрагментов, иллюстрирующих необходимое явление или выполнение какой-либо аналитической операции.

Таким образом, грамотное внедрение новых образовательных технологий, в первую очередь – информационно-коммуникационных, – один из факторов, который может способствовать оптимизации учебно-го процесса и повышать качество профессиональной подготовки специа-листов.

Использованные источники:

1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.multimediakurs.narod.ru/code/22obolochka1.html – Дата до-ступа: 08.05.2014

2. Якушева Э.Е. Из опыта использования информационных технологий при обучении химии в образовательной системе «школа – вуз» / Э.Е. Якушева, Л.Е. Тригорлова // Материалы VIII Международной научно-методической конференции конференции «Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа – университет». – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011.

 

 

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

flaggen

Конференции

Новые методы диагностики и лечения

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники

Молодёжь Беларуси

sistema obr

portal rating

 

gsz

patriot

molodej.bel

sdg 

erip

exportBY

banner vitbichi 02

 gender
nchzpi