Заочная интернет-конференция «Управление качеством профессиональной подготовки студентов»
в рамках международной конференции «Медицинское образование XXI века», Витебск, 2013 г.
Инновационные технологии в подготовке студентов медицинского вуза
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ СЛУШАТЕЛЕЙ 9 КЛАССОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Якушева Э.Е., Тригорлова Л.Е.
УО «Витебский государственный медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь
Обусловленная изменениями в обществе необходимость достижения качества образования в его современном понимании требует приведения образовательных услуг в соответствие меняющимся потребностям общества и каждого человека. В настоящее время осознания ценности непрерывного образования прослеживается тенденция переориентации образовательного процесса в направлении применения знаний, чему способствуют инновационные процессы технологического и педагогического характера.
Изучение химии на различных этапах обучения приводит к погружению школьника, слушателя, студента в неповторимый мир огромного разнообразия веществ и прикосновению к бесконечной магии их взаимного превращения. Такой увлекательный, сложный и важный учебный предмет предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, сколько интеллектуальное развитие через формирование научной модели мира путем постижения закономерностей изменения свойств веществ и механизмов химических превращений.
Использование в учебно-воспитательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – телекоммуникаций, локальных и глобальных сетей, баз данных, мультимедиа и гипермедиа технологий – призвано способствовать достижению этой цели.
При этом возможности ИКТ придают учебному процессу информационную гибкость и насыщенность, реализуя принципы развивающего обучения и воспитания всестороннее развитой, творчески свободной личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования.
За последние годы кафедра химии факультета профориентации и довузовской подготовки (ФПДП) во многом пересмотрела традиционные подходы к организации довузовской подготовки. В настоящее время мы закладываем организационные и методические основы системы непрерывного обучения на протяжении трех лет (9 – 11 класс). Как показала практика, слушатели вечерних подготовительных курсов – учащиеся девятых классов средних школ и гимназий города – обладают недостаточным уровнем предметной, психологической и организационной подготовки для осуществления учебной деятельности в рамках требований, предъявляемых к ним образовательным стандартом.
Учитывая особенности возрастной физиологии и психологии школьного возраста на этапе 9 класса, большую загруженность слушателей в школе и во многом недостаточную мотивацию к целенаправленной предметной подготовке на первой ступени обучения по сравнению с последующими (10 и 11 класс) предусмотрено меньшее число практических занятий по химии. Так, объём практических занятий на группу за год составляет всего 68 часов, то есть почти в два раза меньше, чем на последующих ступенях обучения в рамках вечерних подготовительных курсов – 128 часов. Кроме того, в 9 классе предусмотрено первое знакомство с миром органических соединений. Новизна материала и недостаточное время, отведенное в школе на его изучение, приводит к тому, что после получения базового образования школьники практически не имеют представления о важнейшей составляющей нашей жизни и, тем более, не вспомнят о том, что знакомы с этим разделом химии, к 11 классу.
Перед нами стала сложная, но интересная задача – не только откорректировать знания слушателей, научить их выполнять предусмотренные программой расчеты, но и заложить фундамент дальнейшей подготовки к централизованному тестированию (ЦТ) путем формирования общеучебных умений и навыков, создавая доброжелательную атмосферу открытого процесса обучения не ради самого процесса, а ради его объёкта – слушателя. Поэтому неудивительно, что огромное внимание мы уделяем аспектам интенсификации контролируемой самостоятельной работы.
Для ее организации мы используем материал как на бумажных носителях (учебное издание «Пособие по химии для слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки» авторов составителей Тригорловой Л.Е. и Якушевой Э.Е.), так и в виде электронных документов. Например, после изучения материала темы «Одноатомные спирты» и выполнения тестового задания на практическом занятии слушатели на следующий день по электронной почте получают тестовое задание для самостоятельного выполнения, в течение трех дней работают над ним и высылают нам ответы в электронном виде. Мы оперативно проверяем их и высылаем правильные ответы с комментариями и решениями. Таким образом, еще до начала следующего занятия – контрольной работы по теме – слушатели могут проверить свои знания и откорректировать их, подготовить конкретные вопросы, которые они зададут преподавателю на занятии – это существенно экономит время и повышает качество знаний. А выполнение типовых тестовых заданий, построенных по аналогии, во время текущего контроля, дома и на контрольной работе способствует устойчивому формированию необходимых каждому абитуриенту навыков, а также делает химическое знание востребованным.
Для интенсификации работы кафедры в этом направлении мы пришли к целесообразности использования ИКТ в следующих формах:
– поисковая деятельность слушателей в сети Интернет;
– подготовка докладов по изучаемой тематике с мультимедийным сопровождением;
– создание виртуальной базы химических опытов;
– практические занятия с мультимедийной поддержкой;
– компьютерное тестирование в обучающем режиме и как форма быстрого и эффективного контроля знаний;
– дистанционные консультации посредством сервисов сети Интернет: электронной почты и программы Scype.
Согласно учебному плану изучение раздела «Органическая химия» начинается в декабре. Для повышения наглядности и формирования интереса к новому, ранее не известному, но, несомненно, важному материалу мы изучили возможности многих образовательных ресурсов сети Интернет и, совместно со слушателями, подготовили практическое занятие по виртуальному изучению физических свойств и химических превращений органических веществ.
Так, посмотреть интересные видео опытов по химии слушатели могут по следующим ссылкам:
http://www.himikatus.ru/neorg_video.php
http://www.ximicat.com/video_movies.php
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
Многие сайты допускают скачивание содержащейся на них учебной информации, например:
Видео-архив журнала «Химия и Химики»
http://chemistry-chemists.com/Video.html
http://www.alhimikov.net/index.html
Золотые купола химии
http://www.superhimik.com/
Мы надеемся, что визуализация представлений о веществах и химических явлениях будет способствовать формированию интереса слушателей к химии как науке, система организации учебного процесса на кафедре окажет профориентационное воздействие для дальнейшего получения образования медицинского профиля, а поисковые навыки, приобретенные при работе в сети Интернет, стимулируют слушателей к использованию многообразия сетевых ресурсов уже не только как средств развлечения и общения, но и как богатейшего источника полезной научной информации.