Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Впервые Витебский государственный медицинский университет занесен на Республиканскую доску Почета за достижение в 2023 году наилучших показателей среди организаций образования.
Информация о Выборах Президента Республики Беларусь 2025

Что нового?

 

Тестовый контроль качества знаний студентов по аналитической химии

Якушева Э.Е., Жебентяев А.И.

Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет, г. Витебск

Современный мир остро нуждается в интеллектуально развитых специалистах, умеющих не только оперировать полученными знаниями и практическими навыками, но и готовых активно самообучаться, легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и социальным запросам, грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Актуальные мировые тенденции требуют модернизации образовательной системы, развития и расширения ее институтов, активного внедрения педагогических и технологических инноваций в процесс подготовки будущих специалистов. Таким образом, важнейшая задача современного образования – стать системой, открытой для общества и удовлетворяющей его запросы. В этих условиях педагогу необходимо осуществить грамотный выбор образовательной технологии, которая позволила бы повысить эффективность обучения и взаимодействия в учебном процессе [1]. Одной из таких технологий является тестирование как форма обучения и корректного оперативного контроля. Недостатками традиционной системы оценивания знаний обучаемых можно считать субъективизм, отсутствие регулярности контроля и чётких критериев оценки. Одним из способов решения этой проблемы является использование тестовой формы текущего контроля. Во многих странах педагогические тесты в той или иной мере применяются еще с конца XIX века. На территории же постсоветского пространства такая педагогическая практика получает широкое распространение в последние два десятилетия, а в качестве квалифицированного средства педагогического измерения тестирование прочно проникает в жизнь и образовательную среду на наших глазах – буквально с началом XXI века. При этом современный студент психологически волне подготовлен к такой форме контроля качества знаний благодаря организации вступительных испытаний в форме централизованного тестирования.

Сама подготовка к централизованному тестированию предусматривала систематическое выполнение будущими студентами тестовых заданий различных конструкций и уровня сложности при подготовке домашних работ, на уроках в школе, при написании контрольных, прохождении репетиционных тестирований. Поэтому закономерным развитием этого процесса является использование тестов в практической деятельности преподавателей вузов, в частности, при преподавании аналитической химии на кафедре токсикологической и аналитической химии ВГМУ. Аналитическая химия – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о принципах, методах и средствах определения химического состава и структуры веществ, одна из важнейших химических дисциплин, изучаемых будущими провизорами. Мониторинг состояния текущей успеваемости студентов в контексте рейтинговой системы оценки знаний на каждом занятии реализован в форме тестового контроля. Конструкции используемых тестовых заданий уже можно считать типовыми – это задания закрытой формы с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать один или несколько правильных, и тестовых заданиях открытой формы, для которых, как правило, не предлагается готовых ответов, а тестируемый должен сам сформулировать правильный ответ.

Формулировка заданий закрытого типа может быть различной: с указанием на один или несколько правильных ответов, без указания на число верных ответов, на выбор верных утверждений, на выбор неверных утверждений, на выполнение простейших расчетов и т.д.

Вот примеры некоторых таких тестовых конструкций:

1. Укажите формулу продукта взаимодействия катионов Co2+ с α-нитрозо-β-нафтолом:

yakusheva

2. Укажите характеристики, которые относятся ко всем катионам V аналитической группы:

1) гидроксиды не растворяются в избытке аммиака
2) гидроксиды растворяются в избытке щелочи
3) в водных растворах катионы бесцветны
4) образуют малорастворимые карбонаты, фосфаты


3. При обнаружении катионов Zn2+ по реакции с тетрароданомер-куратом (II) аммония под микроскопом можно наблюдать кристаллы:

yakusheva2

4. В каких случаях неверно записано уравнение реакции или ее аналитический эффект?

1) Сo2+ + [Fe(SCN)4]2- → Co[Fe(SCN)4] ↓; синий осадок
2) Hg2+ + CrO42- → HgCrO4↓; красный осадок
3) 10Cr3+ + 6MnO4- + 11H2O → 5Cr2O72- + 22H+ + 6Mn2+;желтый раствор
4) Fe3+ + nSCN- → [Fe(SCN)3]3-n ↓; синий осадок

Тестовые задания открытой формы в наибольшей степени помога-ют проверить уровень реальной подготовленности студента к занятию, так как исключают угадывание верного ответа. Например:

1. Заполните пропуски: Численные величины, полученные эксперимен-тальным путем, измерены с определенной погрешностью. Понятие «... ...» показывает, насколько велика неопределенность полученной чис-ленной величины.

2. Запишите уравнение для расчета термодинамической константы рав-новесия процесса BaSO4 (тв)  Ba2+ + SO42-.

3. Перечислите три реагента, используемых для обнаружения катиона К+ (укажите названия и формулы).

4. Запишите уравнения и опишите аналитический эффект реакций катио-нов Cu2+ c тиосульфатом натрия при обычных условиях и при нагревании.

5. Определите активность сульфат-ионов в 0,010 М растворе Al2(SO4)3.

6. Установите соответствие между анионом и группой, к которой его от-носят согласно классификации, основанной на различной растворимости солей бария и серебра. Ответ запишите по образцу: А2Б1В1Г4

  название аниона   группа 
A роданид 1 I
Б тиосульфат 2 II 
В ацетат 3 III 
Г бромат    

Используемое в учебном процессе пособие «Аналитическая химия для будущих провизоров. Часть 2. Практикум» (А.К. Жерносек, И.Е. Талуть; под ред. проф. А.И. Жебентяева) содержит обучающие тестовые задания с ответами по теме каждого занятия. Для подготовки к экзаменационному тестированию издано учебное пособие «Тесты по аналитической химии» (А.И. Жебентяев, С.Г. Дуксина, Н.Д. Яранцева) с ответами и комментариями к ним. Соответствующая база тестовых заданий представлена в СДО нашего университета в курсе «Аналитическая химия».

В настоящее время тестовая форма контроля позволяет наиболее полно охватить содержание учебной дисциплины, выделив важнейшие элементы содержания, знание которых может служить критерием усвоения курса, являясь средством объективной и независимой оценки качества знаний студентов.

Использованные источники:

1. Тригорлова, Л.Е. Инновационные педагогические технологии в контексте повышения качества дополнительного образования взрослых/ Л.Е. Тригорлова, Э.Е.Якушева// Качество дополнительного образования взрослых: обучение, наука, инновации: материалы республиканской научно-практической конференции, Минск, 23 мая 2012 г./ РИИТ БНТУ; под ред. В.Л. Соломахо. – Минск, 2012. – С. 230 – 234.

Banner 3 bel fon

90 let VGMU

2024

emblema osvobojdeniya

pobeda

105 let

abitur

MZ

flaggen

Конференции

Новые методы диагностики и лечения

Издаваемые в ВГМУ научно-практические журналы и сборники

Молодёжь Беларуси

sistema obr

portal rating

 

gsz

patriot

molodej.bel

sdg 

erip

exportBY

banner vitbichi 02

 gender
nchzpi